Выступление на парламентских слушаниях “О здоровье работающего населения Российской Федерации”: “Здоровье человека в больном обществе”

. Государственная Дума

Уважаемые коллеги! Прежде всего, хотел бы Вас сердечно приветствовать от имени родственного Комитета по образованию и науке и сказать, что вместе с Комитетом по охране здоровья мы стремимся объединить усилия и не противопоставлять наших “подзащитных” — учителей и медиков, но, напротив, выступаем единым фронтом для того, чтобы все, что удается сделать для одних, точно так же было сделано и для других.

Позвольте перейти к делу. Так как я не имею чести быть врачом, говорить буду не столько о медицине, сколько о политике. Ведь совершенно очевидно, что здоровье народа — это здоровье не только физическое, но также социальное и духовное. Более, того, на мой взгляд, не может быть физического здоровья без социального и духовного, и наоборот. Совершенно очевидно, что не только общественные процессы — это производное от здоровья народа, но еще более здоровье народа — это производное общественных процессов.

В последнее десятилетие наша страна во второй раз в XX веке пережила не планомерные реформы, но революционную ломку. Причем любая революция — это всегда катастрофа или серия множественных катастроф. На сей раз на долю России их выпало, по крайней мере, семь: экономическая, финансовая, технологическая, социальная, демографическая, нравственная, геополитическая. Обо всех говорить не буду, скажу только о трех, которые имеют прямое отношение к нашей теме.

Катастрофа социальная. Общеизвестно, что средний уровень жизни в стране в последние 15 лет резко упал. По данным серьезных новосибирских ученых во главе с экс-президентом Сибирского отделения Российской Академии наук В.А. Коптюгом, в 1985-95 гг. реальная средняя зарплата сократилась более чем в 3 раза, средняя пенсия в реальном исчислении — более чем в 2,5 раза. После этого, напомню, был еще августовский кризис 1998 года, после которого курс доллара вырос более чем в 5 раз. До сих пор продолжаются споры, вышла ли Россия по уровню жизни на так называемые “докризисные” показатели (т.е. показатели первой половины 1998 года). Об уровне же конца 1980-х годов даже и не вспоминают!

По официальным данным, бедность в России составляет около 24 %. Международные организации оценивают ее уровень в 40 %. Однако, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме, заместитель Грефа (Министр экономического развития и торговли – прим. ред.) господин Дворкович заявил, что, даже по оценкам Минэкономики, около половины населения нуждаются в адресной социальной помощи. Остается только выяснить, как же считают бедных и какая же это “адресная помощь”, если половина населения в ней нуждается?

Если говорить непосредственно о наших “подзащитных”, то стоит напомнить, что средняя заработная плата в образовании и медицине, даже с учетом ее повышения, в настоящее время примерно в 3 раза ниже, чем была в 1990 году. По данным профсоюза работников образования и науки, к концу года у большинства педагогов она вновь окажется ниже прожиточного минимума. У врачей ситуация чуть лучше: в статистических сводках по уровню заработной платы врачи обычно занимают пятое место снизу, а учителя, как правило, третье место снизу. Ниже их только работники культуры и работники сельского хозяйства. В таких условиях и педагоги, и медики вынуждены себя перегружать, работая на две, а иногда и на две с половиной ставки. А в результате возникает ситуация “сапожника без сапог”: хирурги, например, живут меньше, чем в среднем российские мужчины.

Думаю, для всех очевидно, что бедность сказывается не только на продолжительности жизни, но также на уровне заболеваемости и всех других показателях здоровья нации. Известно, и то, что в среднем о своем здоровье гораздо больше заботятся люди с высоким уровнем жизни.

Катастрофа демографическая, быть может, самая опасная. Здесь уже приводили различные варианты демографического прогноза Госкомстата. По одному из таких сценариев, к 2075 году в стране может остаться лишь 50-55 миллионов человек. Какие это вызовет геополитические последствия, ясно: Сибирь может заговорить по-китайски, а Европейская Россия – по-турецки. Невольно вспоминается Владимир Набоков, заметивший в свое время, что Россия может разделить судьбу Древнего Рима: культура останется, а народ исчезнет!

И, наконец, катастрофа нравственная и связанные с ней проявления антисоциального поведения.

Общеизвестно, что Россия никогда не была страной непьющей, однако теперь она занимает одно из первых мест в мире, потребляя на душу населения, включая новорожденных и трезвенников, от 14 до 18 литров чистого спирта в год. Прежде считалось, что высокое потребление алкоголя плохо совмещается с наркоманией. Оказалось, что вполне совмещается: по данным печати, с которыми соглашаются и некоторые серьезные эксперты, в стране около трех миллионов человек регулярно потребляют наркотики.

Россия одной из последних в мире переживает эпидемию СПИД. Если в индустриально развитых странах заболеваемость ВИЧ-инфекцией сокращается, то в нашей стране с 1990 по 1998 год она выросла примерно в 20 раз, и продолжает расти очень высокими темпами. Аналогичная ситуация с другими заболеваниями, передающимися половым путем, а также с туберкулезом.

К сожалению, в середине 1990-х годов в российские школы, а также в телеэфир была запущена т.н. “Программа полового воспитания российских школьников”, которая, образно говоря, предлагала заменить “устаревший” лозунг: “Ваш друг — книга” более “современным”: “Ваш друг — презерватив”! Эта программа не только не дала никаких результатов, но во многих случаях фактически превратилась в программу совращения малолетних. Остановить подобные эксперименты в школе удалось с большим трудом, а затем с помощью Российской Академии образования программа была переработана и приведена в подобающий вид.

Зададимся главным вопросом: помогает ли здоровью населения курс экономической и социальной политики, который проводится в стране в последнее время и обычно называется “курсом реформ”? Думаю, что, по меньшей мере, не способствует, а иногда прямо вредит.

Возьмем для примера налоговую реформу. В последнее время резко сокращены налоговые льготы для тех, кто производит медикаменты. Соответственно, цены на лекарства выросли. Помогает ли это укреплению здоровья народа? Ответ очевиден.

Аналогичным образом отменены или сокращены налоговые льготы для учреждений образования, медицины, науки и культуры. Поэтому уже выросли или будут расти цены на образовательные и медицинские услуги, на книги, на билеты в театры и кинотеатры. И это также никак не помогает оздоровлению народа в физическом, социальном и духовном смысле.

В результате ликвидации или “секвестра” налоговых льгот для организаций, создающих рабочие места для инвалидов, с начала 2002 года сокращено несколько десятков тысяч таких рабочих мест. В моем омском регионе потеряли работу более двух тысяч инвалидов, а в Москве только за один месяц и только в одном округе — около полутора тысяч. Как это скажется на их здоровье, предсказать нетрудно.

Особая проблема – организованный отдых и санаторно-курортное лечение. В результате снижения тарифа на социальное страхование в 2002 году за счет фонда соцстраха работники получат лишь 35 % путевок уровня 2001 года. Если же ситуация не изменится, в следующем году на санаторно-курортное лечение за счет соцстраха будет выделено лишь 1 миллиард 200 миллионов рублей против 12 миллиардов в 2001 году. Другими словами, отдыха и лечения по этой линии практически не будет.

Если проанализировать федеральный бюджет за последние годы, становится совершенно очевидным, что, вопреки декорациям так называемой “Программы Грефа”, расходы по всем социальным статьям, определяющим вложения в человека, за исключением расходов на образование, в том числе расходы на здравоохранение, науку и культуру, растут медленнее, чем общий объем бюджета. Это значит, что доля социальных расходов в бюджете сокращается. Можно ли в такой ситуации говорить о здоровом обществе?

Новый Трудовой кодекс и новые пенсионные законы не стимулируют женщину рожать и воспитывать детей. Так, снижено число лет ухода за детьми, которые можно вписать в трудовой стаж, дающих право на назначение пенсии. Резко понижен возраст ребенка, при котором его мать можно направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, к работам в выходные и праздничные дни, а также в ночное время. Не говорю уже о тех случаях, когда энергетики просто отключали родильные дома. Как будто ребенок в утробе матери, чтобы родиться на свет, должен платить вперед!

По поводу Федерального закона “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” депутаты, особенно перед выборами, любят соревноваться в остроумии. Одни говорят, что, в его основу положены лагерные нормы, другие – что блокадные. На самом же деле, это нормы, рассчитанные Организацией Объединенных Наций для развивающихся стран Азии и Африки. В России они означают хлебно-картофельную диету, которая, как известно, здоровья не прибавляет.

Важнейшим фактором социального и духовного здоровья нации является образование. Увы, за последние 10 лет среднее число лет обучения работающего человека в России снизилось, по меньшей мере, на два года. Вместо того, чтобы, как собирались, догонять наиболее передовые страны, мы наращиваем отставание от них. При этом, по признанию международных организаций, уровень неравенства прав граждан в образовании чрезвычайно высок. Кстати, многочисленными данными подтверждено, что люди с более высоким образованием лучше заботятся и о своем физическом здоровье.

Конечно, профильные комитеты Госдумы пытаются в пределах своих возможностей помочь сохранению физического и духовного здоровья нации, а также тем, кто этими вопросами профессионально занимается: немного увеличена зарплата медикам, педагогам и работникам культуры; удалось сохранить досрочную пенсию (прежде она называлась пенсией за выслугу лет) для педагогов и медицинских работников, более того, медики в городах смогут получать ее при продолжении работы по специальности, правда, при стаже 30 лет, а не 25 лет; немного увеличено финансирование программ развития детско-юношеского спорта и спорта для инвалидов и т.д. Но, конечно, это не меняет общей ситуации, которая, на мой взгляд, для здоровья народа неблагоприятна. Попытки решения проблем явно отстают от их нарастания.

Позвольте перейти к предложениям.

Первое. Считаю, что профильные комитеты (по образованию и науке, по охране здоровья и спорту, по труду и социальной политике) должны выступить с законодательной инициативой по возвращению налоговых льгот для социальной сферы. В последнее время Правительство и большинство Государственной Думы почему-то уверовали, что все должны платить абсолютно одинаковые налоги, однако это более чем странно. Разве больница должна платить налоги, как водочная компания? Разве школа должна платить, как табачная компания? Разве Большой театр можно по налогам приравнять к Газпрому? Разве инвалиды могут платить, как “новые русские”? Мне это не понятно. Считаю, что инициатива по возвращению налоговых льгот была бы разумной и полезной.

Второе. Депутатам-участникам парламентских слушаний следовало бы выйти с законодательной инициативой по увеличению, пусть небольшому, тарифа отчислений в Фонд социального страхования либо добиваться компенсаций из бюджета на санаторно-курортное лечение. В противном случае “Санкуру” придет конец.

Третье. Следует еще раз вернуться к статьям Трудового кодекса, регулирующим права и вопросы охраны здоровья работающих женщин, в особенности, матерей. Кодекс должен стимулировать материнство, а не наказывать за него.

Четвертое. Федеральный Закон “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” также должен быть пересмотрен с тем, чтобы он позволял человеку не просто выживать, но жить и сохранять свое здоровье.

Пятое. Следовало бы еще раз внимательно посмотреть законы, регулирующие деятельность СМИ и вопросы рекламы в совокупности с налоговым законодательством. Необходимо создавать преференции тем средствам массовой информации, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни, а в каких-то случаях использовать и административные механизмы. Вы, конечно, помните, что даже Президент на заседании Госсовета упрекнул Михаила Лесина а том, что сам он ведет здоровый образ жизни, а народ агитирует ходить за “Клинским”. Произошли ли с тех пор существенные изменения в электронных СМИ? К сожалению, пока их не заметно.

Шестое и главное. Думаю, можно было бы попытаться совместно разработать и предложить Государственной Думе федеральный закон под условным названием “О человековедческой экспертизе законодательных и иных нормативных правовых актов проектов” (включая проекты федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства). Почему бы по аналогии с обязательной экологической экспертизой не ввести столь же обязательную человековедческую: каждый раз, принимая закон, просчитывать, как его последствия скажутся на физическом, социальном и духовном здоровье народа?

И последнее. На вопрос: как сохранить здоровье человека в больном обществе — есть только один ответ: лечить их вместе.

В этом зале сегодня много медиков, которые давали клятву Гиппократа. Я бы предложил для политиков — кандидатов в депутаты, в министры, в президенты еще одну клятву — клятву Сократа. Две с половиной тысячи лет назад великий греческий философ Сократ говорил примерно так: тот не сапожник, кто не умеет тачать сапоги; тот не пастух, кто уменьшает свое стадо; тот не правитель, при ком сокращается численность его народа. В политике, как и в медицине, необходимо придерживаться принципа “Не навреди!”, т.е. дать клятву не принимать никаких законов, которые способны нанести вред физическому, социальному или духовному здоровью народа. А за нарушение клятвы лишать политического статуса.

Спасибо за внимание.