Выступление на Совете по делам инвалидов при президенте РФ

. МГТУ имени Н.Э. Баумана. Совет при президенте Российской Федерации по делам инвалидов

Смолин О.Н.Уважаемые коллеги!

В своё время нами направлялось письмо в администрацию президента РФ с предложением провести выездное заседание Совета по делам инвалидов именно в бауманском университете, который, безусловно, является одним из мировых лидеров в области высшего образования людей с нарушениями слуха. Теперь это предложение реализовано, за что мы благодарны руководству Совета. Пользуясь случаем, поздравляю Бауманский университет с наступающим 180-летием.

Ценя время членов Совета, сформулирую девять предложений, касающихся образования и трудоустройства людей с инвалидностью.

Позиция первая: в стране довольно много инвалидов, особенно с ментальными проблемами, которые не могут завершить основную школу и получить документ об основном общем образовании. Между тем, российское законодательство предусматривает, что начальное профессиональное образование возможно именно на базе основного общего образования. Профессиональных училищ, которые учат детей, не имеющих основного общего образования, достаточно мало. Необходимо расширить сеть таких училищ и снять законодательные ограничения на получение начального профессионального образования для тех, кто не имеет основного общего.

Позиция вторая: льготы абитуриентам. В законопроекте ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предполагается их отменить и заменить подготовительными отделениями. Полагаю эту замену неравноценной. Понимаю, откуда возникла эта проблема. Она возникла потому, что в 2009 г. инвалиды на основе ЕГЭ разослали документы во все вузы, в т.ч. в самые престижные, и поэтому в некоторых престижных вузах количество льготников оказалось сравнимо с количеством бюджетных мест. Тем не менее, полагаю отмену льгот абсолютно несправедливой. Предлагаю вместо этого другую версию: право Министерства образования и науки устанавливать квоты для приёма льготников по отдельным специальностям, в отдельные вузы. Тогда не будет такой ситуации, как в прошлом году. То есть, мы обязаны помочь человеку с инвалидностью получить профессиональное образование, но не обязаны гарантировать, что это будет непременно в Московском госуниверситете или в Российском университете дружбы народов.

Кстати, президентом Всероссийского общества слепых (ВОС) мне, как вице-президенту ВОС, поручено курировать вопросы образования. Поэтому можно считать, что мнение одной организации уже получено. Скоро будет сформировано мнение второй организации – Паралимпийского собрания России.

Позиция третья: социальная поддержка инвалидов в период обучения. Нам в своё время активно помогали товарищи по курсу. Сейчас число таких добровольцев-волонтёров значительно сократилось. Вообще социологические опросы показывают, что уровень солидарности в российском обществе резко упал. Значит необходимо увеличивать государственную поддержку. Сейчас в полтора раза увеличивается академическая стипендия студентам-инвалидам. Но, во-первых, не все получают академическую стипендию. Во-вторых, она меньше социальной. Предлагаю в полтора раза увеличить социальную стипендию студентам-инвалидам.

Отдельная проблема, которую необходимо решать, – льготы для иногородних студентов. Например, в Москве их очень много, но «Социальной картой москвича» пользуются только москвичи. Иногородние студенты в этом смысле «выпадают».

Позиция четвёртая: электронные технологии. Хотел бы заметить, что с использованием электронных технологий может осуществляться не только дистанционное образование, но и самое что ни на есть классическое. Приветствую шаги, сделанные в последнее время в этом направлении. Хотел бы дополнить их одним предложением: во Франции реализована программа «Ноутбук каждому студенту», в России надо хотя бы так – ноутбук за счёт государства каждому студенту-инвалиду. Это резко повысит его возможности.

Позиция пятая: человеческий потенциал превращается в человеческий капитал тогда, когда образование реализуется в виде профессиональной работы. Поддерживаю предложение А.К. Исаева, сформулированное на Совете больше года назад, о том, что надо хотя бы в компромиссном варианте принять законопроект, предложенный Петербургским Законодательным Собранием: пусть будет для всех количество работников, при котором квотируются рабочие места, – 100; для тех, кто является государственной организацией (не только предприятием) или пользуется государственной поддержкой, – 50. Знаю несколько человек с инвалидностью по зрению, в т.ч. даже кандидатов наук, которые не могут трудоустроиться. Если бы такое квотирование реально работало, проблема была бы решена. Не уверен, что 30 тысяч при реальной цене рабочего места 120 тысяч и более окажутся более эффективной мерой поддержки, чем классическая система квотирования рабочих мест.

Позиция шестая: льготы по страховым взносам. Принято решение о поэтапном сокращении льгот по страховым взносам для предприятий, использующих труд инвалидов. Предлагаем зафиксировать их на уровне 16% – такое предложение было поддержано в Комитете по труду и социальной политике (благодарим его за эту позицию) – и дальше не идти, потому что в противном случае позиция таких предприятий станет совершенно неконкурентоспособной. Просим поддержать это предложение. Подготовлено специальное письмо за подписями депутатов Госдумы М. Терентьева и О. Смолина на имя С.Е. Нарышкина и на имя президента.

Позиция седьмая: ценим то, что с 2006 г. выделяется по 800 млн. рублей на поддержку рабочих мест в общественных организациях инвалидов, но эта сумма в 2006 г. была одна, а в 2010 г. – другая. А если она же будет сформулирована в программе «Доступная среда» на 2015 г., это будет означать, что сумма сократилась в 3-4 раза. Конечно, необходимо индексировать эту сумму поддержки хотя бы с учётом инфляции.

Позиция восьмая: средства на выпуск литературы для инвалидов по зрению. Прошлый Совет в декабре 2009 г. принял решение увеличить средства на выпуск литературы для инвалидов. Тем не менее, в 2010 г. едва не произошло на 30 млн. сокращение средств на выпуск литературы для слепых. С трудом удалось эту позицию решить. Не могу не заметить тоже, что такая сумма уже около трёх лет и заложена в трёхлетний бюджет на 2011-2013 гг. Понятно, что в 2013 г. это будет половина от первоначально выделенной суммы. Необходимо проиндексировать хотя бы эти средства. А ещё лучше выполнить декабрьское 2009 г. решение Совета и увеличить реально эти средства.

Позиция девятая: поддерживаю предложение М. Терентьева по поводу того, что можно было бы создать небольшую специальную группу для доработки закона «Об образовании» в части образования инвалидов. К сожалению, в официальной рабочей группе нет не только представителя общественных организаций инвалидов, но нет даже депутатов думского профильного комитета. Полагаю, что депутаты должны не только принимать закон, но и участвовать в его подготовке и написании. Убеждён, что надо активно привлекать общественные организации инвалидов для работы над этим законопроектом. Вообще есть международный принцип: ничего для нас без нас.

И последнее. Уже не предложение, но констатация факта: приходится признать, что показатели развития человеческого потенциала в России по сравнению с другими странами снижаются. Даже в 1992 г. наша страна находилась на 34 месте, 1999 г. – 55 место, 2006 г. – 67 место, 2007 г. – 71 место в мире. Считаю, что инвалиды – это часть человеческого потенциала России. Значит не только инвалиды заинтересованы в поддержке со стороны страны, но и страна заинтересована в реализации человеческого потенциала инвалидов. Думаю, что через профессиональное образование и трудоустройство сделать это лучше всего. Спасибо!