О мерах, принимаемых для борьбы с бедностью

Протокольное поручение Комитету ГД по труду и социальной политике

По предложению депутатов Государственной Думы О.Н. Смолина и И.И. Мельникова

В связи с предстоящим заслушиванием отчёта Правительства Российской Федерации и с учётом того, что, по последним данным Росстата, число бедных в России возросло на полтора миллиона, поручить Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о мерах, принимаемых для борьбы с бедностью, и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.


Информация о выполнении

Официальный бланк Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ пятого созыва

Председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову

Уважаемый Борис Вячеславович!

Прошу Вас довести до сведения депутатов Государственной Думы информацию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы статистики, представленную в соответствии с протокольным поручением Государственной Думы (протокол № 177), принятым по предложению депутатов Государственной Думы О.Н. Смолина и И.И. Мельникова на пленарном заседании 11 сентября 2009 года.

Приложение: на 18 л.

Председатель Комитета А.К. Исаев


Официальный бланк Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России)

Министр

Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике

В соответствии с письмом Председателя Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А.К. Исаева в Правительство Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 3.2-15/1211 Минздравсоцразвития России совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и Росстатом подготовил и направляет информацию о мерах, принимаемых для борьбы с бедностью.

Приложение: на 4 л.

Т.А. Голикова


О мерах, принимаемых для борьбы с бедностью

Мировой финансовый кризис, начавшийся осенью прошлого года, негативно отразился на всех сферах жизни населения. В связи с сокращением производства резко увеличились безработица и неполная занятость. Потеря работы привела к потере заработка. Отсюда – снижение в конце 2008 года реальной заработной платы, рост задолженности по оплате труда.

В результате запланированные ведущие показатели социального развития оказались не выполненными в полном объеме, хотя по большинству из них были достигнуты положительные результаты.

В I квартале 2009 года реальные располагаемые денежные доходы населения составили к соответствующему периоду предыдущего года 99,9%. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в I квартале 2009 года по сравнению с I кварталом 2008 года возросла на 1,5 млн. человек (с 23 млн. человек, или 16,3% к общей численности населения, до 24,5 млн. человек, или 17,4% к общей численности населения).

В результате предпринятых Правительством Российской Федерации мер во II квартале текущего года отмечены положительные изменения в области доходов населения: реальные располагаемые денежные доходы составили 101,8%. В целом за I полугодие 2009 года зарегистрирован рост реальных располагаемых денежных доходов на 100,9%. По предварительной оценке, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в целом за полугодие сохранилась на уровне прошлого года.

Для предотвращения крайне негативных последствий финансово-экономического кризиса в конце 2008 года пришлось включить специальные меры социальной поддержки, которые были направлены, в первую очередь, на обеспечение выполнения социальных обязательств государства, на защиту наиболее пострадавших от кризиса групп населения – это, прежде всего, граждане, потерявшие работу, пенсионеры и работники бюджетных учреждений.

Основной упор был сделан на мероприятия по снижению напряженности на рынке труда. И не только в части обеспечения занятости населения. Многое было сделано для материальной поддержки населения, в том числе потерявшего работу или часть заработка.

Численность занятого населения в августе 2009 года уменьшилась до 70,5 млн. человек против 72,1 млн. человек в августе 2008 года. Численность безработных по методике МОТ за этот период увеличилась с 4,5 млн. человек до 6 млн. человек. Уровень безработицы в августе текущего года составил 7,9% экономически активного населения (в августе 2008 года – 5,8%).

Число безработных граждан, поставленных на учет в службе занятости, увеличилось до 2,1 млн. человек в августе 2009 года по сравнению с 1,3 млн. человек в августе 2008 года. По предварительным прогнозным оценкам, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009 году может возрасти до 2,2 млн. человек.

Правительством Российской Федерации приняты специальные меры по поддержанию занятости и стабилизации ситуации на рынке труда.

С начала 2009 года в 1,5 раза повышен максимальный размер пособия по безработице (до 4900 рублей).

Бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций выделено 77,5 млрд. рублей, в том числе на социальную поддержку безработных граждан – 57,1 млрд. рублей, на реализацию мероприятий активных программ занятости – 7,4 млрд. рублей.

В целях реализации мер по сохранению занятости населения в рамках реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, выделено из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий 43,7 млрд. рублей.

Всеми субъектами Российской Федерации приняты и реализуются региональные программы. Программы предусматривают опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность, развитие малого предпринимательства безработных граждан.

Региональные программы являются важным инструментом поддержки работников, находящихся под риском увольнения: занятых неполное рабочее время, находящихся в простое по вине работодателя или в отпуске без сохранения заработной платы.

Программы охватили около 1,9 млн. человек. Создано более 1,5 млн. временных рабочих мест. Почти 350 тыс. человек прошли переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Более 110 тыс. человек получили или получат до конца года материальную поддержку своей предпринимательской инициативы.

Получен следующий результат. Численность граждан, не имеющих работу, но активно ищущих ее, сократилась с 7,1 млн. человек в феврале текущего года до 6,0 млн. человек в сентябре (снижение на 15%).

Из-за нестабильности деятельности ряда отраслей экономики, спада объемов производства, снижения спроса на выпускаемую продукцию обострилась проблема с выплатой заработной платы работникам.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, принимаются максимально возможные меры для того, чтобы не допустить снижение уровня жизни населения.

В антикризисной программе Правительства Российской Федерации задача поддержки граждан поставлена на первое место.

Все существующие социальные обязательства перед населением в 2009 году выполняются в полном объеме.

Размеры социальных выплат и пособий в 2009 году были проиндексированы на 13%. Повышение касается, прежде всего, государственных пособий семьям с детьми, материнского капитала, выплат инвалидам и ветеранам, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Дальнейшая их индексация будет осуществляться с учетом прогнозного роста потребительских цен.

Более 1 млн. семей, имеющих сертификат на материнский капитал, получили по 12 тысяч рублей на текущие нужды (выделено почти 7,5 млрд. рублей). Более 66 тысяч семей из числа владельцев «материнского капитала» получили почти 18 млрд. рублей для погашения долга по кредитам и займам, взятым на приобретение жилья.

Особое внимание уделяется вопросам материального обеспечения пенсионеров.

Осуществлено повышение базовой части трудовой пенсии по старости на 8,7% с 1 марта 2009 года. Одновременно повышены базовые части трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Страховая часть трудовой пенсии увеличена с 1 апреля 2009 года на 17,5% и с 1 августа 2009 года еще на 6%. С 1 декабря 2009 года базовая часть трудовых пенсий вновь будет увеличена на 31,38%.

Принятые решения по развитию пенсионной системы позволят радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

Размер социальной пенсии к концу 2010 года достигнет величины прожиточного минимума пенсионера. Средний размер трудовой пенсии возрастет в 2009 году на 24%, в 2010 году – еще на 46%.

Пенсионеры, у которых размер материального обеспечения окажется ниже прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе, с 1 января 2010 года будут получать специальную социальную доплату к пенсии. Соответствующие изменения внесены в законодательство.

Предусмотрены также меры по существенному повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, имеющих длительный «советский» стаж (до 1991 года) путем введения механизма валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионера. С 1 января 2010 года у таких лиц произойдет увеличение денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, на 10 процентов и повышаемых на 1 процент за каждый год работы до 1 января 1991 года.

Вводится новой порядок индексации социальных пенсий и иных выплат, размеры которых будут рассчитываться исходя из величины социальной пенсии, с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год.

Повышена заработная плата работников бюджетных учреждений. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на оплату труда работников бюджетных учреждений, увеличены в упреждающем порядке с 1 декабря 2008 года на 30%.

С 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты повышен в 1,9 раза – до 4330 рублей в месяц.

Меры по повышению уровня жизни, принятые на федеральном уровне, дополняются региональными и муниципальными органами государственной власти, которые применяют различные формы помощи многодетным семьям, пожилым гражданам, малоимущим гражданам, лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.


Официальный бланк Федеральной службы государственной статистики (Росстат)

Заместитель руководителя

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Комитет по труду и социальной политике

О мерах, принимаемых для борьбы с бедностью

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № П12-31115 о рассмотрении письма председателя Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А.К. Исаева от 15 сентября 2009 года № 3.2-15/1211 по вопросу предоставления информации о мерах, принимаемых для борьбы с бедностью, Федеральная служба государственной статистики направляет имеющиеся статистические данные, характеризующие динамику доходов населения в соотношении с величиной прожиточного минимума, а также численность и распределение малоимущего населения по основным социально-экономическим категориям в целом по России и по субъектам Российской Федерации.

Приложение: на 12-ти листах.

А.Е. Суринов


Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 2000-2009 гг. (в среднем на душу населения; рублей в месяц)

 
Все население
В том числе по социально-демографическим группам населения
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов
трудоспособное население
пенсионеры
дети
2000
1210
1320
909
1208
189
2001
1500
1629
1144
1499
204
2002
1808
1968
1379
1799
218
2003
2112
2304
1605
2090
245
2004
2376
2602
1801
2326
270
2005
3018
3255
2418
2896
269
2006
3422
3695
2731
3279
298
2007
3847
4159
3065
3679
328
2008
4593
4971
3644
4389
330
I квартал
4402
4755
3508
4218
281
II квартал
4646
5024
3694
4448
320
Ш квартал
4630
5017
3660
4418
343
IV квартал
4693
5086
3712
4472
371

2009

I квартал

5083
5497
4044
4857
275

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с вышеназванным Федеральным законом; за год – оценка на основе указанных данных.

На основании Федерального закона от 24 октября 1997 г. № l34-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» с 2005 года изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода в 2004-2009 гг.

(Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения)

 
2004

2005
2006
2007
2008
1 квартал 2009
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:
 

млн. человек
25,2
25,2
21,5
18,7
18,5

24,5
в процентах от общей численности населения
17,6
17,7
15,2
13,3
13,1

17,4
в процентах к предыдущему году
86,0
87,7 (в сопоставимой методологии исчисления величины прожиточного минимума)

85,3
87,0
98,9
106,5

(в процентах к 1 кварталу 2008 г.)

Дефицит денежного дохода:            
млрд. руб.
225,6
286,9
276,6
270,3
319,5
116,9
в процентах от общего объема денежных доходов населения
2,1
2,1
1,6
1,3
1,2
2,0

На основании Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» с 2005 года изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по основным возрастным группам в 2004-2009 гг.

(Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения)

(процентов от общей численности населения соответствующей возрастной группы)

 
2004
2005
2006
2007
2008
Всё население
17,6
17,7
15,2
13,3
13,1
Дети в возрасте до 16 лет
21,0
22,1
19,0
17,2
18,3
Дети в возрасте до 7 лет
16,8
17,4
15,1
13,7
15,3
Дети в возрасте от 7 до 16 лет
23,5
25,0
21,7
19,9
20,8
Молодежь в возрасте 16-30 лет
18,2
18,0
15,3
13,2
13,2
Мужчины в возрасте 16-30 лет
17,4
17,3
14,6
12,7
12,5
Женщины в возрасте 16-30 лет
19,0
18,7
16,1
13,7
13,9
Лица трудоспособного возраста старше 30 лет
18,1
18,3
15,7
13,6
13,2
Мужчины в возрасте 31-59 лет
16,7
16,9
14,4
12,5
12,2
Женщины в возрасте 31-54 лет
19,6
19,8
17,0
14,7
14,3
Население старше трудоспособного возраста – всего
12,4
11,9
10,4
9,1
8,4
Мужчины в возрасте 60 и более лет
11,5
11,5
10,2
9,1
8,3
Женщины в возрасте 55 и более лет
12,8
12,1
10,5
9,1
8,4

Распределение общей численности малоимущего населения по основным группам

(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)

 
2005
2006
2007
2008
1 полугодие 2009
Справочно: численность населения по данным Всероссийской переписи населения 2002 г., млн. человек
Всего обследованного населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума
100
100
100
100
100
145,1

По месту проживания

Проживающие в городах – всего

61,4
60,8
59,6
58,0
58,1
106,4
В том числе с численностью населения, человек:
свыше 1 млн.
11,7
11,5
10,9
9,8
9,6
27,4
от 250 тыс. до 1 млн.
17,2
15,7
14,6
14,1
14,8
27,0
от 100 до 250 тыс.
10,9
11,7
11,3
10,4
9,4
13,8
от 50 до 100 тыс.
6,8
7,4
7,3
7,1
6,8
11,1
менее 50 тыс.
14,8
14,6
15,7
16,5
17,5
27,1
Проживающие в сельских поселениях – всего
38,6
39,2
40,4
42,0
41,9
38,7
в том числе с численностью населения, человек:
свыше 5 тыс.
10,5
10,7
12,1
13,0
12,2
6,7
от 1 до 5 тыс.

16,4
16,6
16,1
16,5
17,2
13,3
от 200 человек до 1 тыс.
10,1
10,3
10,5
10,8
10,8
14,2
менее 200
1,6
1,6
1,7
1,7
1,7
4,5

По половозрастным группам

Дети в возрасте до 16 лет

21,8
21,2
21,4
22,6
24,0
26,3
Население трудоспособного возраста
65,5
65,7
65,2
64,8
64,5
89,0
в том числе:
молодежь в возрасте 16-30 лет
25,6
25,6
25,3
25,6
25,3
34,4
мужчины в возрасте 31-59 лет
18,7
19,0
18,9
18,6
18,8
27,5
женщины в возрасте 31-54 года
21,2
21,1
21,0
20,6
20,4
27,1
Население старше трудоспособного возраста
12,7
13,1
13,3
12,6
11,6
29,8
в том числе:
мужчины в возрасте 60 лет и более
3,5
3,6
3,8
3,5
3,1
9,3
женщины в возрасте 55 лет и более
9,1
9,5
9,6
9,1
8,5
20,5

По отношению к экономической активности (для лиц в возрасте 15 лет и более)

Экономически активное население

60,2
60,5
61,1
61,4
62,5
67,1
в том числе:
занятые в экономике
58,4
58,7
59,4
59,7
60,0
59,7
из них работающие пенсионеры
3,5
3,8
4,1
4,2
4,2
3,7
безработные
1,9
1,8
1,7
1,7
2,5
7,4
Экономически неактивное население
39,8
39,5
38,9
38,6
37,5
30,9
из него неработающие пенсионеры
15,0
15,1
15,1
14,3
12,9
12,1

Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ, в соотношении с величиной прожиточного минимума в 2008-2009 гг.

(на конец периода; в процентах)

2008 г.

2009 г.

1 квартал

I квартал

2 квартал
3 квартал

4 квартал
Размер базовой части трудовой пенсии:
по старости
44,5
42,2
49,0
48,3
48,2
по инвалидности:
1 степени
22,2
21,1
24,5
24,2
24,1
II степени
44,5
42,2
49,0
48,3
48,2
III степени
88,9
98,0
84,5
96,7
96,4
по случаю потери кормильца:
детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам), на каждого ребенка
44,5
42,2
49,0
48,3
48,2
другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, на каждого члена семьи
22,2
21,1
24,5
24,2
24,1
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:
по уходу за первым ребенком
38,6
37,3
37,5
37,1
38,6
по уходу за вторым и последующими детьми
77,2
74,5
75,0
74,1
77,1
Минимальный размер стипендии:
студентов государственных, муниципальных вузов
18,9
17,9
21,9
21,6
20,0
студентов (учащихся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования
6,6
6,3
8,0
7,9
7,3

В расчётах использована величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная Правительством Российской Федерации, за соответствующий период.

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума в целом по РФ и субъектам РФ в 2004-2009 гг. (в процентах)

2004
2005
2006
2007
2008

2009

I квартал

2 квартал
Российская Федерация
270
269
298
328
330
275
 
Центральный федеральный округ:
Белгородская область
208
224
257
294
335
277
320
Брянская область
191
212
220
233
266
230
258
Владимирская область
161
163
181
194
213
178
192
Воронежская область
205
223
250
255
258
198
238
Ивановская область
123
133
151
161
216
157
196
Калужская область
187
205
226
269
290
246
273

Костромская область

175
195
220
224
222
191
215
Курская область
187
207
241
277
295
222
275
Липецкая область
231
248
287
305
317
232
310
Московская область
214
235
285
340
381
308
 
Орловская область
202
206
223
241
276
201
228
Рязанская область
174
194
208
234
272
185
231
Смоленская область
207
223
216
235
270
239
271
Тамбовская область
219
244
273
292
332
258
312
Тверская область
171
207
243
232
246
201
232
Тульская область
196
205
238
244
268
244
272
Ярославская область
245
242
276
260
279
211
238
г. Москва
584
599
582
616
549
487
626
Северо-Западный федеральный округ:
Республика Карелия
215
225
243
229
229
202
227
Республика Коми
297
310
313
326
305
276
296
Архангельская область
Вологодская область
233
227
251
270
256
192
214
Калининградская область
178
205
250
289
264
216
275
Ленинградская область
186
210
255
287
269
228
247
Мурманская область
227
227
239
268
277
254
282
Новгородская область
186
200
229
226
255
212
245
Псковская область
216
209
219
236
251
202
238
г. Санкт-Петербург
325
392
408
431
376
303
410
Ненецкий а.о.
452
427
470
597
608
365
421
Южный федеральный округ:
Республика Адыгея
157
159
161
171
197
186
207
Республика Дагестан
185
204
258
272
322
249
316
Республика Ингушетия
82
98
109
131
180
115
Кабардино-Балкарская Республика
179
189
200
229
257
197
Республика Калмыкия
117
105
132
139
154
126
156
Карачаево-Черкесская Республика
177
187
211
231
248
210
236
Республика Северная Осетия-Алания
227
227
231
271
294
249
271
Чеченская Республика
Краснодарский край
201
205
229
261
281
211
245
Ставропольский край
180
203
221
245
244
202
231
Астраханская область
223
230
249
265
262
218
264
Волгоградская область
236
244
287
269
262
242
261
Ростовская область
237
246
246
272
283
225
264

В расчетах использована оценочная среднегодовая величина прожиточного минимума, рассчитанная на основе данных, установленных за I-IV кварталы соответствующего года Правительством Российской Федерации (в целом по Российской Федерации) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по субъектам Российской Федерации).

2004
2005
2006
2007
2008

2009

I квартал

2 квартал
Приволжский федеральный округ:              
Республика Башкортостан
265
295
303
343
372
270
379
Республика Марий Эл
131
147
180
195
207
166
206
Республика Мордовия
161
168
175
195
221
177
216
Республика Татарстан
273
301
343
374
384
332
373
Удмуртская Республика
174
189
214
227
235
201
242
Чувашская Республика
164
174
205
212
216
175
216
Пермский край      
336
324
268
320
Кировская область
170
172
190
201
236
182
212
Нижегородская область
210
224
247
276
285
237
279
Оренбургская область
191
207
227
234
256
216
242
Пензенская область
169
179
195
241
258
213
250
Самарская область
281
305
309
339
319
281
310
Саратовская область
177
193
212
203
220
178
224
Ульяновская область
172
185
209
233
237
180
228
Уральский федеральный округ:              
Курганская область
169
180
221
252
268
224
270
Свердловская область
284
319
328
380
390
342
377
Тюменская область              
Челябинская область
214
257
294
312
341
299
320
Ханты-Мансийский а.о.
409
434
438
451
457
354
402
Ямало-Ненецкий а.о.
471
417
468
488
499
390
431
Сибирский федеральный округ:              
Республика Алтай
144
146
145
158
198
99
118
Республика Бурятия
161
182
194
215
241
223
244
Республика Тыва
130
136
143
154
168
142
174
Республика Хакасия
185
181
196
221
228
190
237
Алтайский край
176
198
229
223
231
160
185
Забайкальский край          
205
231
Красноярский край        
307
251
274
Иркутская область      
267
287
230
272
Кемеровская область
267
299
322
340
362
291
338
Новосибирская область
200
226
238
256
278
198
283
Омская область
256
264
272
301
304
245
268
Томская область
240
256
280
303
297
221
240
Дальневосточный федеральный округ:            
Республика Саха (Якутия)
237
242
255
244
248
193
246
Камчатский край        
198
172
208
Приморский край
171
185
207
219
215
177
225
Хабаровский край
215
226
249
277
247
163
224
Амурская область
155
164
167
195
214
199
224
Магаданская область
245
243
257
273
267
222
269
Сахалинская область
222
248
275
317
344
260
303
Еврейская автономная область
172
178
191
189
207
175
201
Чукотский автономный округ
234
279
292
309
290
184
244

Соотношение среднемесячной начисленной заработной платы с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ и субъектам РФ в 2004-2009 гг. (в процентах)

2004
2005
2006
2007
2008

2009

I квартал

2 квартал
Российская Федерация
259
263
288
327
348
317
 
Центральный федеральный округ:
Белгородская область
246
262
277
304
335
292
310
Брянская область
197
213
218
235
246
225
236
Владимирская область
205
217
219
245
252
235
232
Воронежская область
195
199
219
243
265
231
247
Ивановская область
162
181
198
214
225
205
218
Калужская область
231
247
256
294
320
288
301
Костромская область
198
216
235
244
254
229
237
Курская область
200
201
228
261
274
223
256
Липецкая область
262
277
293
321
316
258
281
Московская область
237
260
291
340
377
350
 
Орловская область
208
216
238
265
282
243
256
Рязанская область
216
228
238
259
273
242
251
Смоленская область
214
227
218
247
259
234
241
Тамбовская область
199
208
226
244
277
256
277
Тверская область
211
215
242
252
273
242
250
Тульская область
229
234
253
269
280
258
266
Ярославская область
266
257
273
268
274
242
251
г. Москва
259
300
311
362
410
367
381
Северо-Западный федеральный округ:
Республика Карелия
233
253
268
279
294
282
275
Республика Коми
280
297
305
319
321
306
308
Архангельская область
Вологодская область
283
289
283
306
313
287
287
Калининградская область
192
195
252
301
301
263
279
Ленинградская область
255
292
296
349
397
364
366
Мурманская область
259
261
279
316
341
321
328
Новгородская область
212
229
256
265
278
278
269
Псковская область
204
220
217
245
254
225
243
г. Санкт-Петербург
246
277
329
396
433
399
414
Ненецкий а.о.
393
421
454
499
470
380
400
Южный федеральный округ:
Республика Адыгея
200
192
203
221
236
231
237
Республика Дагестан
156
157
176
184
205
196
214
Республика Ингушетия
174
205
215
220
215
220
Кабардино-Балкарская Республика
184
200
214
232
247
256
Республика Калмыкия
172
183
194
212
235
212
220
Карачаево-Черкесская Республика
179
188
205
234
244
236
239
Республика Северная Осетия-Алания
176
210
210
244
245
237
245
Чеченская Республика
268
267
243
250
Краснодарский край
216
218
234
256
284
257
263
Ставропольский край
192
196
208
236
247
236
243
Астраханская область
247
255
262
273
273
261
274
Волгоградская область
224
232
258
259
264
243
259
Ростовская область
206
209
228
256
275
254
266

В расчетах использована оценочная среднегодовая величина прожиточного минимума, рассчитанная на основе данных, установленных за I-IV кварталы соответствующего года Правительством Российской Федерации (в целом по Российской Федерации) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по субъектам Российской Федерации).

2004
2005
2006
2007
2008

2009

I квартал

2 квартал
Приволжский федеральный округ:              
Республика Башкортостан
253
258
275
320
340
301
324
Республика Марий Эл
180
200
216
252
258
227
239
Республика Мордовия
182
189
210
236
261
239
245
Республика Татарстан
254
262
294
334
356
315
331
Удмуртская Республика
225
240
249
266
283
267
272
Чувашская Республика
192
208
227
254
267
233
245
Пермский край      
275
279
251
256
Кировская область
188
196
209
228
237
222
243
Нижегородская область
209
220
230
258
271
243
259
Оренбургская область
214
232
260
275
285
266
275
Пензенская область
176
193
201
238
271
260
274
Самарская область
221
228
233
262
271
239
246
Саратовская область
174
191
222
236
265
246
263
Ульяновская область
188
199
212
233
251
230
234
Уральский федеральный округ:              
Курганская область
182
198
226
242
247
230
238
Свердловская область

269
285
297
345
356
307
310
Тюменская область              
Челябинская область
242
270
294
322
322
277
291
Ханты-Мансийский а.о.
506
519
498
502
487
448
432
Ямало-Ненецкий а.о.
575
506
538
556
554
523
494
Сибирский федеральный округ:              
Республика Алтай
176
178
184
197
196
167
172
Республика Бурятия
196
214
235
260
292
277
311
Республика Тыва
199
211
246
266
277
284
285
Республика Хакасия
238
253
273
290
312
291
305
Алтайский край
181
193
207
219
215
191
195
Забайкальский край          
288
291
Красноярский край        
343
307
316
Иркутская область      
340
348
315
329
Кемеровская область
269
305
327
340
360
335
336
Новосибирская область
215
226
240
277
301
278
290
Омская область
240
254
253
275
285
261
275
Томская область
277
286
299
344
348
312
332
Дальневосточный федеральный округ:            
Республика Саха (Якутия)
258
264
279
280
301
271
279
Камчатский край        
276
258
289
Приморский край
207
215
233
250
267
260
266
Хабаровский край
237
252
249
281
264
233
237
Амурская область
225
243
240
263
280
261
271
Магаданская область
274
303
314
349
370
326
342
Сахалинская область
257
283
303
348
393
373
360
Еврейская автономная область
205
211
225
245
262
241
238
Чукотский автономный округ
281
311
299
331
383
372
378

Соотношение среднего размера назначенной пенсии с величиной прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ и субъектам РФ в 2004-2009 гг. (в процентах)

2004
2005
2006
2007
2008

2009

I квартал

2 квартал
Российская Федерация
105
98
99
104
115
120
 
Центральный федеральный округ:
Белгородская область
119
124
120
117
133
140
145
Брянская область
121
128
112
112
125
132
137
Владимирская область
119
120
104
103
112
117
118
Воронежская область
115
117
115
111
119
114
117
Ивановская область
104
115
114
107
119
121
127
Калужская область
111
117
110
112
124
130
135
Костромская область
109
115
116
109
118
118
123
Курская область
90
101
106
112
121
114
134
Липецкая область
123
132
126
117
124
119
137
Московская область
105
107
101
108
118
122
 
Орловская область
126
116
116
122
132
136
141
Рязанская область
111
115
106
107
114
116
123
Смоленская область
214
227
218
247
259
234
241
Тамбовская область
121
127
124
123
144
151
159
Тверская область
106
112
113
103
114
118
122
Тульская область
118
121
122
111
119
121
126
Ярославская область
124
122
124
105
114
118
124
г. Москва
82
88
81
86
98
102
107
Северо-Западный федеральный округ:
Республика Карелия
108
114
114
106
121
129
133
Республика Коми
98
108
102
105
110
117
121
Архангельская область
111
113
104
107
121
128
134
Вологодская область
118
115
103
107
114
120
124
Калининградская область
94
103
96
98
105
107
113
Ленинградская область
107
117
113
114
130
136
142
Мурманская область
93
88
82
92
103
107
112
Новгородская область
106
112
111
103
113
122
128
Псковская область
126
130
113
116
125
128
136
г. Санкт-Петербург
104
113
119
126
136
143
150
Ненецкий а.о.
86
97
96
101
102
88
95
Южный федеральный округ:
Республика Адыгея
110
110
103
104
114
120
126
Республика Дагестан
105
113
116
108
117
120
124
Республика Ингушетия
91
102
100
103
107
111
Кабардино-Балкарская Республика
121
126
119
120
129
133
Республика Калмыкия
110
118
113
103
120
120
125
Карачаево-Черкесская Республика
117
121
114
116
130
135
140
Республика Северная Осетия-Алания
123
134
117
123
134
139
142
Чеченская Республика
78
92
91
97
110
114
118
Краснодарский край
106
104
97
95
109
111
111
Ставропольский край
102
109
107
111
111
116
119
Астраханская область
110
116
115
119
113
116
126
Волгоградская область
124
122
120
106
117
123
129
Ростовская область
114
116
105
104
113
116
122

2004
2005
2006
2007
2008

2009

I квартал

2 квартал
Приволжский федеральный округ:              
Республика Башкортостан
120
125
103
111
122
129
135
Республика Марий Эл
116
125
115
115
125
129
134
Республика Мордовия
110
116
114
119
126
131
134
Республика Татарстан
126
126
130
138
152
159
164
Удмуртская Республика
116
124
114
112
128
137
143
Чувашская Республика
116
125
117
111
122
126
133
Пермский край      
98
105
111
117
Кировская область
114
116
116
109
120
124
129
Нижегородская область
109
114
102
106
111
116
121
Оренбургская область
115
120
120
109
118
122
128
Пензенская область
113
118
109
110
121
128
135
Самарская область
97
100
88
93
102
107
113
Саратовская область
105
113
116
103
115
122
129
Ульяновская область
109
114
107
112
123
129
135
Уральский федеральный округ:              
Курганская область
102
110
110
113
122
130
136
Свердловская область

104
111
103
110
119
125
128
Тюменская область
108
120
104
108
115
106
111
Челябинская область
114
124
123
119
127
136
142
Ханты-Мансийский а.о.
101
114
98
100
109
118
121
Ямало-Ненецкий а.о.
94
94
97
103
113
119
119
Сибирский федеральный округ:              
Республика Алтай
95
99
85
86
90
83
86
Республика Бурятия
80
88
91
92
113
120
125
Республика Тыва
89
98
102
106
118
118
122
Республика Хакасия
102
110
108
114
123
126
131
Алтайский край
127
135
122
112
118
119
122
Забайкальский край          
117
118
Читинская область
96
107
102
99
112
   
Красноярский край (2004-2007 гг. без учета Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов)
100
108
108
119
117
119
125
Иркутская область (2004-2006 гг. без учета Усть-Ордынского Бурятского автономного округа)
99
113
107
113
124
124
131
Кемеровская область
116
129
129
121
137
149
154
Новосибирская область
103
108
98
98
108
115
120
Омская область
119
114
95
98
109
261
275
Томская область
103
108
110
117
128
123
128
Дальневосточный федеральный округ:            
Республика Саха (Якутия)
84
94
94
87
99
101
105
Камчатский край        
85
87
90
Приморский край
79
81
81
82
91
99
103
Хабаровский край
81
86
86
92
91
90
94
Амурская область
82
87
82
84
96
99
103
Магаданская область
106
117
114
115
123
119
124
Сахалинская область
77
82
75
82
96
99
103
Еврейская автономная область
83
85
85
85
95
96
98
Чукотский автономный округ
68
76
77
85
99
106
107

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по субъектам Российской Федерации

(в процентах от общей численности населения региона)

2004
2005
2006
2007
2008
Российская Федерация
17,6
17,7
15,2
13,3
13,1
Центральный федеральный округ:
Белгородская область
20,7
18,1
15,1
12,4
10,3
Брянская область
25,3
20,1
19,5
18,4
15,3
Владимирская область
29,5
29,2
25,1
22,7
19,9
Воронежская область
25,1
23,2
19,6
19,5
19,1
Ивановская область
47,6
41,3
34,6
31,6
20,1
Калужская область
23,1
19,7
17,2
13,8
12,4
Костромская область
28,6
23,5
19,3
18,9
19,1
Курская область
25,0
20,3
15,4
12,6
11,5
Липецкая область
19,0
15,2
11,4
10,7
10,1
Московская область
21,5
17,9
12,5
10,5
9,1
Орловская область
24,5
23,9
21,3
19,9
16,3
Рязанская область
27,8
22,5
20,3
17,1
13,8
Смоленская область
20,9
17,7
19,1
17,4
14,2
Тамбовская область
21,3
16,9
14,8
13,5
11,2
Тверская область
26,0
18,5
13,9
14,8
14,0
Тульская область
20,0
17,2
14,6
14,2
12,9
Ярославская область
16,6
17,4
13,7
15,1
14,1
г. Москва
14,6
13,2
13,2
11,6
11,8
Северо-Западный федеральный округ:
Республика Карелия
18,5
16,4
15,4
17,0
17,1
Республика Коми
16,9
15,3
15,2
14,5
15,9
Архангельская область
19,7
17,6
17,4
16,1
15,1
Вологодская область
17,9
18,3
16,5
14,8
16,0
Калининградская область
25,5
20,0
14,3
12,4
14,0
Ленинградская область
24,4
20,5
14,3
12,6
13,8
Мурманская область
19,8
19,7
18,3
15,5
14,8
Новгородская область
26,7
23,8
19,9
20,3
18,0
Псковская область
18,3
19,3
18,5
17,1
16,1
г. Санкт-Петербург
12,7
10,0
9,6
9,1
11,0
Южный федеральный округ:
Республика Адыгея
33,7
33,2
32,9
30,4
24,7
Республика Дагестан
30,1
24,0
14,9
13,8
10,1
Республика Ингушетия
73,3
63,2
56,4
44,8
27,8
Кабардино-Балкарская Республика
26,5
24,7
22,2
18,3
15,5
Республика Калмыкия
54,0
60,3
47,2
44,2
38,4
Карачаево-Черкесская Республика
28,5
26,1
20,8
18,3
16,5
Республика Северная Осетия-Алания
18,2
16,8
16,3
12,9
11,5
Чеченская Республика
Краснодарский край
26,6
26,1
22,4
19,2
17,2
Ставропольский край
28,7
24,5
21,6
18,6
18,7
Астраханская область
20,1
19,3
17,3
16,3
16,5
Волгоградская область
17,9
17,2
11,9
13,0
13,5
Ростовская область
19,1
18,3
18,3
15,8
14,9

2004
2005
2006
2007
2008
Приволжский федеральный округ:          
Республика Башкортостан
17,5
14,9
14,5
12,8
11,4
Республика Марий Эл
46,5
39,7
29,9
27,5
25,2
Республика Мордовия
31,9
29,8
28,3
24,2
20,3
Республика Татарстан
15,8
12,8
9,9
8,7
8,4
Удмуртская Республика
26,1
22,4
19,0
17,3
16,5
Чувашская Республика
30,8
27,0
21,4
20,6
20,0
Пермский край
20,3
17,1
14,4
13,8
14,5
Кировская область
26,9
26,8
23,5
22,1
17,5
Нижегородская область
20,4
17,5
15,9
14,2
13,5
Оренбургская область
24,4
22,0
19,4
18,6
16,4
Пензенская область
27,9
26,0
23,1
17,1
15,5
Самарская область
18,9
17,3
17,0
15,5
16,9
Саратовская область
27,5
24,9
21,7
23,1
20,6
Ульяновская область
31,6
28,8
24,2
20,7
20,1
Уральский федеральный округ:          
Курганская область
35,1
31,4
23,5
19,5
17,9
Свердловская область

15,3
12,8
12,3
10,6
10,3
Тюменская область
12,2
11,6
11,2
10,8
10,4
Челябинская область
21,1
15,0
12,4
11,7
10,3
Ханты-Мансийский а.о.
10,1
7,7
7,7
7,5
7,4
Ямало-Ненецкий а.о.
7,3
8,7
7,1
6,8
6,6
Сибирский федеральный округ:          
Республика Алтай
36,8
36,4
36,8
33,8
24,4
Республика Бурятия
38,3
32,6
29,7
25,0
21,3
Республика Тыва
47,3
45,3
41,3
37,2
32,9
Республика Хакасия
26,9
27,2
24,3
20,5
19,6
Алтайский край
31,3
25,4
19,8
20,7
19,7
Забайкальский край
28,8
26,2
23,8
23,9
19,9
Красноярский край
23,0
21,7
19,6
16,2
16,3
Иркутская область
29,2
21,6
19,3
18,9
17,0
Кемеровская область
16,3
13,0
11,7
10,9
10,0
Новосибирская область
25,7
21,9
20,7
18,7
16,6
Омская область
17,8
16,3
15,8
14,2
14,0
Томская область
18,8
16,6
14,6
13,4
13,9
Дальневосточный федеральный округ:          
Республика Саха (Якутия)
20,3
20,0
18,9
20,1
19,6
Камчатский край
23,7
26,3
25,1
22,0
25,0
Приморский край
30,5
27,6
23,0
21,7
22,4
Хабаровский край
23,4
21,3
18,2
15,7
18,3
Амурская область
34,3
30,9
30,1
25,3
22,2
Магаданская область
18,2
18,7
17,7
16,4
17,0
Сахалинская область
21,3
18,4
15,8
12,9
11,5
Еврейская автономная область
30,3
28,4
26,3
26,7
23,6
Чукотский автономный округ
19,7
14,5
13,4
12,4
13,5

Оценка на основе материалов выборочного обследовании бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения. В расчетах использована оценочная среднегодовая величина прожиточного минимума, рассчитанная на основе данных, установленных за I-IV кварталы соответствующего года Правительством Российской Федерации (в целом по Российской Федерации) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по субъектам Российской Федерации).

На основании Федерального закона от 24.10.97 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» осуществлен пересмотр состава потребительской корзины, в соответствии с которой определяется величина прожиточного минимума. При анализе динамики бедности необходимо принять во внимание, что при использовании данных о величине прожиточного минимума, определяемой в сопоставимой методологии, тенденция к сокращению уровня бедности по отдельным субъектам Российской Федерации не менялась.


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (56 Кб), страница 2 (41 Кб), страница 3 (59 Кб), страница 4 (60 Кб), страница 5 (64 Кб), страница 6 (100 Кб), страница 7 (92 Кб), страница 8 (67 Кб), страница 9 (133 Кб).