Открытое письмо родительской общественности г. Барнаула

Открытое письмо

Президенту Российской Федерации,

в Государственную Думу Российской Федерации, депутату О.Н. Смолину,

в Министерство образования Российской Федерации,

Уполномоченному по правам ребёнка при Президенте Российской Федерации,

Губернатору Алтайского края,

в Краевое законодательное собрание,

Мэру г. Барнаула,

в Барнаульскую городскую Думу,

в Алтайское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия»,

в Алтайское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия»,

в Алтайское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия РФ»,

в Алтайское региональное отделение политической партии «Либерально-Демократическая партия России»

Своим обращением мы надеемся привлечь внимание к недопустимой ситуации, сложившейся в системе образования Алтайского края и страны в целом. Начатые правительством масштабные изменения в рамках приоритетной программы «Образование», на наш взгляд, ведут к его окончательному разрушению.

Так называемая оптимизация сети общеобразовательных учреждений направлена исключительно на ликвидацию школ, с целью экономии бюджетных средств на их содержание.

Школы, путём введения подушевого финансирования, фактически переведены на рыночные отношения. Но при этом, за учредителем (комитетом по образованию) остаётся право назначения директоров школ и распределения бюджетного финансирования. Поэтому, именно от учредителя (как представителя государства в системе образования) напрямую зависит эффективность работы учебного учреждения, подбор педагогических кадров, содержание образовательных программ, материальное-техническое оснащение и, в итоге, наполняемость школ учащимися. Ситуация, когда одни школы переполнены, а другие недоукомплектованы, в пределах территории одного муниципального образования, говорит о неэффективном управлении системой образования на данном уровне. Однако чиновники от образования, не пытаясь оптимизировать соотношение учащихся в школах путём создания привлекательных условий, в том числе и в малочисленных школах, решают эти вопросы примитивно просто – путём слияния двух малокомплектных школ. Но причина – неэффективное управление образовательным процессом – при этом остаётся. При таком подходе реорганизацию и консервацию высвободившихся помещений можно проводить неоднократно, всё укрупняя и укрупняя контингент учащихся в пределах одного учреждения.

Уже сегодня во многих классах города ситуация в глазах родителей – катастрофическая: в классах по 30-36 детей! Не говоря уже про занятия в школах в две смены. О каком качестве образования и индивидуальном подходе (когда идёт усреднение уровня подготовки учащихся), о каком здоровом психологическом климате может идти речь при такой переполненности классов. Отсутствие индивидуального подхода в переполненных классах может привести только к одному – к потере интереса к учёбе, от которой прямой путь на улицу, к наркотикам.

По статистике Управления Алтайского края по образованию, в 2009 году в крае было реорганизовано путём слияния, законсервировано или ликвидировано 128 школ! В 2010 году только в городе Барнауле планируется слить 8 школ! По данным, опубликованным городским комитетом по образованию, 39 школ имеют сегодня наполняемость от 400 до 700 учащихся, что относит их к числу недоукомплектованных школ, выходит, что они также подлежат реорганизации?

При этом ст. 12 Конвенции «О правах ребенка» и ст. 57 Семейного Кодекса Российской Федерации гарантируют право ребенку, достигшему 10 лет, выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы. Под интересами ребенка необходимо понимать обеспечение ему здорового образа жизни, нормального психического и физического развития, получения образования, надлежащих материально-бытовых условий и иных потребностей.

Ст. 50 ФЗ «Об образовании» гарантирует гражданам право выбора образовательного учреждения и формы получения образования.

Ст. 24 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Ст. 13 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не допускает принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей.

Но фактически, решения по реорганизации образовательных учреждений принимаются единовластно, без учёта мнения участников образовательного процесса, т.е. представители общественности (родители) входят в состав экспертных комиссий без права решающего голоса. А поскольку в состав данных комиссий входят только представители заинтересованных структур и ведомств (от комитетов по образованию), риск проведения экспертизы «на заказ», не отражающей истинное положение дел, очень велик.

Родители, учащиеся, педагоги не уведомляются заранее о предстоящей реорганизации, а ставятся перед фактом. Причём в отношении учителей зачастую применяются жёсткие методы административного давления с целью пресечь любые проявления недовольства и несогласия.

Порядком проведения реорганизации, изменения назначения и ликвидации образовательных учреждений не предусмотрена возможность гражданской экспертизы и общественных слушаний по этим вопросам, когда результаты такой экспертизы должны иметь прямые последствия для принятия или непринятия решения.

Текущее положение дел противоречит ст. 2 Закона «Об образовании» РФ, которая устанавливает в качестве принципа государственной образовательной политики «демократический, государственно-общественный характер управления образованием».

Закрытость и насильственные методы проведения процессов реорганизации школ не могут не приводить к протестам общественности. Фактически чиновники от образования решают за родителей, в какой школе должны учиться их дети, нарушая законное право родителей на выбор учебного учреждения.

Так что же тогда является истинным приоритетом приоритетной программы «Образование»? Почему за благими намерениями, объявленными по всей стране, скрывались те диверсионные мероприятия, которые беспрепятственно воплощаются сегодня? Почему государство не хочет искать другие способы экономии бюджетных средств, решив сэкономить на детях? Это означает, что мы уже у края пропасти? Или дети перестали быть особой ценностью для государства?

При этом мы не снимаем ответственности за текущее состояние образования ни с одной из ветвей власти на всех уровнях, начиная от депутатов муниципального образования и главы исполнительной власти, до президента, Государственной Думы и председателя Правительства. – Все вы обладаете широчайшими полномочиями и стремились во власть для того, чтобы реализовать данные полномочия во благо людей, доверивших вам свою судьбу.

Почему было признано допустимым проводить какие-либо реформы в образовании через создание стрессовых ситуаций для детей и их родителей (при вынужденном переходе в другие школы и пертурбации классов), для педагогов, а в основном это молодые учителя с меньшим педагогическим стажем?

Для нас является сомнительным, что ликвидация сельских школ и содержание детей в интернатах, содержание автобусного парка и авторемонтных мастерских, ремонт дорожных покрытий, которые закладываются в смету бюджета при реорганизации, является более экономически выгодным, чем содержание сельских школ. И о какой экономической выгоде может вообще идти речь, если без школы произойдёт постепенное вымирание села!

В качестве причины реструктуризации власти называют демографический спад. Но какая здесь связь с образованием? Почему обучение детей в школе в одну смену, с классами по 20 человек стало вдруг неэффективным (в г. Барнауле – это школы с наполняемостью 400-600 человек), если именно такие условия, по данным врачей, способствуют сбережению здоровья школьников вследствие обеспечения оптимального режима дня? И как тогда чиновники от образования собираются воплощать в жизнь президентскую программу «Наша новая школа», которая предусматривает обязательные дополнительные занятия учащихся во второй половине дня в стенах этой же школы? Это будет невозможно при обучении детей в две смены.

В качестве положительных результатов реструктуризации, реорганизации, оптимизации, модернизации и прочих «…ции» в образовании в многочисленных методических рекомендациях, как правило, называются одни и те же пункты:

  • формирование рациональной сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающей качество предоставления образовательных услуг вне зависимости от места проживания учащихся;
  • повышение качества образования за счет более высокой квалификации педагогических кадров и лучшего материально-технического оснащения школ;
  • обеспечение полноценной социализации учащихся;
  • оптимизация затрат на обеспечение образовательного процесса и высвобождение ресурсов для оснащения базовых школ;
  • сохранение зданий образовательных учреждений на местах с возможностью их дальнейшего использования при изменении демографической ситуации.

Вот только звучат эти доводы крайне неубедительно!

Что мешает власти повысить качество образования в школах через привлечение квалифицированных кадров и улучшить материальное оснащение, не ликвидируя школы?

Почему для того, чтобы оборудовать кабинет физики в школе, нужно ликвидировать соседнюю школу и только на высвободившиеся средства приобретать оборудование для этого кабинета? Хотя все прекрасно понимают, что и в этом случае оснащение реорганизованной школы всё равно будет самым примитивным.

Почему критерием образования вдруг стало не качество знаний, а материальная оснащённость школ? Результатом такого одностороннего подхода стала реорганизация в 2008 году школы в г. Алейске, выигравшей перед этим престижную президентскую премию.

Как можно спокойно рассуждать об опыте социализации (драки, конфликты между коллективами разных школ), который приобретут дети при слиянии школ? Захотели бы чиновники от образования, чтобы их дети проходили такую социализацию?

Почему государство не может найти других способов повышения заработной платы учителю, кроме как через уменьшение количества образовательных учреждений и укрупнение классов?

Таким образом, программа реструктуризации и оптимизации системы образования содержит массу противоречий и полное отсутствие здравого смысла, а вместо экономии требует значительных дополнительных затрат, при условии, что высвободившиеся здания останутся в муниципальной собственности и их содержание будет финансироваться в том же объёме.

Поэтому никакая «широкая информативная кампания среди населения», на которую, кстати, тоже тратятся немалые бюджетные средства, не убедит нас – население – в том, что все эти меры направлены во благо, а не во вред детям!

Истинный смысл модернизации образования – показушная бурная деятельность, с неэффективной тратой бюджетных средств – и никаких положительных результатов. Но при этом чиновников в системе образования стало в разы больше!

Мы обращаемся ко всем представителям власти вспомнить о своих клятвах и обещаниях нам – народу – и решить для себя: готовы ли вы понести ответственность за развал системы образования, за ликвидацию школ, за искалеченную психику детей, за «потухшие» глаза наших учителей?

Мы категорически против какой-либо реструктуризации!

Наши школы должны работать!

Экономить на детях – это преступление перед будущим!

Мы просим направить нам письменные ответы на ВСЕ поставленные нами вопросы.

При этом объяснения о том, что в бюджете отсутствуют денежные средства на содержание школ и реструктуризация и подушевое финансирование – это вынужденная мера, мы не примем в качестве ответа, так как мы, в свою очередь, являемся законопослушными гражданами своей страны и исправно платим в казну государства все налоги и сборы, которые для нас установлены, а поэтому можем требовать от представителей государственной власти и чиновников добросовестного исполнения своих обязанностей, в том числе в вопросах организации образовательного процесса наших детей.

Подписано на пикете, организованном родительской общественностью города Барнаула,

Алтайской краевой общественной организацией «Общественный родительский комитет»

и Алтайским региональным отделением Общероссийского общественного

движения «Всероссийское родительское собрание», всего 237 подписей


Эти же самые требования уже давно и неоднократно от себя лично и от педагогической, родительской общественности произносит депутат Смолин с трибуны Государственной Думы, во время встреч с чиновниками и в средствах массовой информации. На эту тему им подготовлен и внесён в Государственную Думу 22.01.2010 законопроект «О внесении изменения в часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации «Об образовании», который отклонён послушным парламентским большинством.