В обсуждении приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, представители Русской Православной Церкви, научно-педагогической и родительской общественности.
Из наиболее важного можно выделить, что представители Русской Православной Церкви и Министерства образования отмечали, что значительно повысилась доля тех, кто в рамках курса, который называется «ОРКСЭ» (Основы религиозных культур и светской этики), выбирают именно конфессиональные дисциплины, то есть: православную, исламскую, буддистскую, иудаистскую культуру. Таких в настоящее время, около 50%.
Остальные выбирают — либо светскую этику, либо основы мировых религий.
Второй важный момент — это расхождение мнения православного и мусульманского духовенства.
Представители православного духовенства говорили, что православная религия — это государствообразующая религия в России.
А представители мусульманского духовенства говорили о том, что в России двойные стандарты: если хиджабы признаются нарушением светского характера образования, то иконы и кресты, совершенно спокойной существуют в учебных заведениях.
Олег Смолин выступил за то, чтобы определиться, что мы понимаем под светским образованием в России, прийти к согласию между всеми конфессиями и сохранять светский характер нашего образования.
Олег Смолин считает проблему нравственного воспитания весьма актуальной.
«Мы до сих пор не вышли из нравственной катастрофы, которая началась в 90-годы. В России 8,5 млн. человек употребляют наркотики, из них 3 млн. — на постоянной основе. Только 15% подростков отличаются гуманистической ориентацией, то есть способностью сопереживать и помогать другим», — сказал он.
Для решения проблемы, полагает депутат, необходимо объединение усилий светских и религиозных деятелей. Но, применительно к воспитанию, понятия «духовно-нравственное» и «религиозное» не тождественны.
«В советское время наша страна была одним из мировых лидеров по ориентации на, так называемые, нематериальные ценности. Сегодня мы уступаем социальным государствам Европы», — заметил Олег Смолин.
Он также указал на риск разделения школьников по религиозному принципу.
«Нужно законодательно уточнить, что мы понимаем под светским образованием и каковы пределы участия в образовательном процессе тех или иных конфессий», — предложил депутат и предостерег, что навязывание курса религиозных культур может в конечном итоге вызвать отторжение. Факультативное изучение предмета, по его словам, более всего способствовало бы согласию в обществе.
Текст полного выступления Олега Смолина будет представлен в ближайшие дни.