Избавит бог нас от таких историков.

Историк не одобрил идею возвращения России к «советской школе».

Историк российского образования, руководитель гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского Алексей Любжин высказал сомнение, что советская методика преподавания — самая лучшая. (https://fn-volga.ru/news/view/id/61558)

Первое. Я всегда с осторожностью говорил о том, что советское образование одно из лучших в мире, поскольку доказать, что оно было лучшим – достаточно сложно. Доказательств того, что оно было одно из лучших – масса. Одно из главных – советская молодежь регулярно входило в тройку наиболее образованных поколений своего времени.

Второе. Абсолютно ложный тезис о том, что в царской России образовании было индивидуализировано для каждого, а в Советском Союзе всеобуч, якобы, всех уровнял.

В царской России, напротив, существовали барьеры. Например, они не позволяли парню, который поступил в торговое учебное заведение, после него заканчивать университет. Университет можно было заканчивать, только после гимназии. А в гимназию, за редким исключением, парень или девушка из малообеспеченной семьи попасть не могли.

Все вывернуто наизнанку.

Третье. Советская система образования конечно была обязательной, притом — бесплатной и для всех. Но они никогда не была абсолютно одинаковой. Напомню, что наряду с обычными школами существовали школы с углубленным изучением предметов. Мои родители работали с физико-математическим уклоном.

Напомню, что для ребят, ориентирующихся на рабочие профессии, существовала система профтехобразования, из которой, кстати, вышли многие выдающие люди — от Юрия Гагарина до Виктора Черномырдина.

Уровень социальной поддержки в этой системе был очень высоким. Стипендия студента, который обучался в ПТУ, составляла — как и в ВУЗе — 80% от прожиточного минимума. Сейчас — для понимания — составляет около 5%.

При этом, как раз в советское время, после ПТУ ты мог закончить ВУЗ — и многие этим воспользовались. Какая же это унификация и уравниловка.

Наконец, в Советском Союзе существовала целая система коррекционных школ для ребят с инвалидностью, одну из которых закончил я сам. Качество образования, если судить по моей школе, и в этих школах было очень высоким.

Ребята с инвалидностью — по зрению и слуху — поступали в ВУЗы. И около 200 человек защитили кандидатские и докторские диссертации. Какая же это унификация?

Напротив, советская система образования исходила из абсолютно правильного принципа – «качественное образование для всех, кто способен и хочет его получить».

А для тех, кто — по каким-либо социальным причинам — не мог себе этого позволить, получал систему дополнительных социальных гарантий.

Поражаюсь предвзятостью или безграмотностью человека, который называет себя историком образования.