Олег Смолин о том, чего не хватает в работе Государственной Думы и о предложении ввести в Государственную Думу курсы законотворчества (http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/03/12/680786-deputati-odnomandatniki-ne-ukrepili-svyaz):
Первое – думаю, что учиться никогда не поздно. Поэтому, если депутаты будут учиться технике законодательной работы, то это, наверное, неплохо, с учетом того, что у нас состав Думы обновился в значительной степени.
Второе – главное — это, конечно, не техника законодательной работы, а идеи законопроектов. Существует ошибочное мнение, что законы должны писать юристы. Законы должны писать специалисты, а юристы должны переводить с нормального, человеческого, языка — на юридический. В противном случае, мы получаем законы для юристов. Кстати, российское правительство ограничивает возможности получения юридического образования, но законы выпускаются в таком виде, что без юридического образования понять их — сплошь и рядом -невозможно.
Третье – хочу заметить, что, на мой взгляд, законы, принимаемые Государственной Думой в последние лет 10, стали значительно хуже. Не потому, что им не хватает юридической техники, а потому, что они специально написаны таким образом, чтобы отстранить Парламент от реальной законодательной работы.
Например, в законе «Об образовании» в первой редакции 1992 года, где я был одним из четырех соавторов, 34 отсылочные нормы. В законе «Об образовании» последней редакции, на момент его принятия, было 184 отсылочные нормы, сейчас — я думаю — за 200.
Получается, что сплошь и рядом, законодатель — сочиняя законы — имеет в виду одно, а когда читаешь подзаконные акты, то идеи законов выворачиваются — сплошь и рядом — до неузнаваемости.
Поэтому мы считаем, что основные положения должны содержаться в законах. А это — не вопрос обучения депутатов, это вопрос распределения властей – законодательной и исполнительной.
Пока законодательная власть не научится расставлять флажки, за которые исполнительная власть выходить не должна, у нас так и будут законы, состоящие из отсылочных норм.
«Паровоз для машиниста».
Законы о распределении полномочий между чиновниками, а не о защите прав граждан.