Выборы РАН

Сегодня, на встрече Комитета Государственной Думы по образованию и науке выступал — единственный в мире Нобелевский лауреат и депутат Государственной Думы — Жорес Алефов. 

Выступление, конечно, было посвящено ситуации, возникшей в Академии наук, где не состоялись выборы, и, все три кандидата сняли свои кандидатуры. 

Поскольку всех подробностей не знаю, могу высказать лишь предположения. 

 

Первое. Чудес не бывает, и, если все три кандидата снялись, значит, с ними кто-то поработал. Технологии давно известны. 

Второе. Подтверждением тому, что ситуация возникла не случайно, является появившееся предложение пересмотреть закон о Российской академии наук, и, в частности, усилить роль Президента страны, либо других представителей исполнительной власти в определении кандидатур в Президенты РАН.

 

Рассматриваются разные варианты, а именно:

 

первый вариант – Президента Академии наук назначает Президент России; 

 

второй вариант – Президента Академии наук назначает Президент России, но из числа кандидатов, которых отберут сами ученые; 

 

третий вариант – напротив, Президент будет представлять Академии нескольких кандидатов, а академики будут выбирать из них Президента академии наук. 

 

Есть и другие, разные варианты. 

 

Жорес Алферов заметил с иронией – «уж лучше бы и Президент страны назначался Президентом Российской академии наук. По крайней мере, Академия не имела бы больших проблем с финансированием». 

 

Напомню, что одной из причин сложившейся ситуации – проблемы, возникающие между Президиумом академии наук и Федеральным агентством научных организаций. 

ФАНО возникло по Федеральному Закону №253, против которого выступало большинство оппозиционных партий, в частности, КПРФ. 

И после возникновения ФАНО, еще в прошлой Думе, Председатель думского Комитета по науке Валерий Черешнев заметил, что объем бумагооборота в академии увеличился примерно на два порядка, то есть — приблизительно в 100 раз. 

Понятно, что это не точная оценка количественная, но качественная. 

Поэтому, среди ученых рассматриваются возможности внесения законопроектов, уменьшающих роль ФАНО и увеличивающих роль самих ученых. 

Мое личное убеждение — и тогда, и сейчас — заключается в следующем: ученые действительно управляли имуществом академии, не без недостатков. И на этих недостатках концентрировалось телевидение, когда продавливали Федеральный закон №253 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но чиновники всегда будут управлять наукой хуже, чем ученые. А потому, на мой взгляд, надо было сохранить самоуправление академии и расширить роль ученых, по сравнению с чиновниками из Федерального агентства научных организаций.