Олег Смолин:
Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич!
Я приношу извинения за то, что вам сегодня много приходится меня слушать. Но я просил бы послушать, потому что законопроект, который я буду докладывать, хотя срок его принятия, увы, что называется, остался в прошлом, но он является чрезвычайно важным.
Речь идёт об индексации пенсий граждан Российской Федерации. Позвольте, я сначала напомню историю вопроса.
По официальным данным инфляция в России за 2015 год составила 12,7 процента, давайте условно скажем, 13. И по действующим законам все пенсионеры, и работающие, и неработающие, должны были получить эту самую индексацию с февраля 2016 года именно в этом объёме.
Однако специальным законом, закон об индексации был вообще изменён, а законом и бюджетом 2016 года индексация пенсий неработающим пенсионерам предусматривалась на уровне 4 процентов, работающим, повторю, не дали вообще ничего.
При этом в бюджете были заложены два соответственно резервных фонда, правительственный и президентский, которые по неофициальным заявлениям представителей социального блока в правительстве как раз и предназначались в том числе для так называемой «доиндексации пенсий».
Во всяком случае, выступая в этом зале в ответ на мой вопрос на «правительственном часе» зампред правительства уважаемая Ольга Юрьевна Голодец дала понять, что считает доиндексацию вполне возможной.
Однако наступило лето 20 16 года, и председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев объявил, что индексации не будет, вместо неё будет компенсационная выплата в размере 5 тысяч всем в январе 2017 года.
Уважаемые коллеги, и тогда мы вынуждены были внести этот самый законопроект, который сегодня представляем вашему вниманию. Конечно, мы рассчитывали, что он будет рассматриваться осенью, но, как говорят острословы, лучше поздно, чем никому.
Законопроект содержит две основные идеи.
Одна идея — доиндексация пенсий неработающим пенсионерам с 1 сентября 2016 года. Мы понимаем, что сроки прошли.
Вторая — возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам, и я думаю, что вот эта идея остается по-прежнему актуальной, уважаемые коллеги.
Если даже законопроект сегодня будет принят в первом чтении, и в нем останется только вторая идея — возобновление пенсий… возобновление индексации пенсии работающим, мы считаем, что это будет очень важное решение. А пока я вынужден сказать, что, с нашей точки зрения, решение, которое было правительством и большинством Государственной Думы нанесло вред и развитию человеческого потенциала, и экономике страны.
Вот аргументы, которые я успею изложить в оставшееся время.
Первый и самый очевидный аргумент — эта политика ведет к дальнейшему снижению уровня жизни одной из самых незащищенных групп российского населения. Знаете ли вы, уважаемые коллеги, что в Греции после всех кризисов и жесточайших мер Международного валютного фонда средняя пенсия, пересчитанная в рубли, примерно вдвое выше, чем в России.
Это было до падения курса рубля, теперь примерно в 2,5 раза выше.
Напомню, по заявлению лидера Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, в Германии беженец получает 360 евро на себя, 180 на ребенка — значительно выше, ну, почти в 2 раза выше средней российской пенсии.
По заявлению Министра труда Максима Топилина 20 января 2017 года, в ближайшие годы жизненный уровень российского пенсионера будет только падать. Почему? Поскольку не индексируется пенсия работающим пенсионерам. Согласны ли мы с такой политикой, коллеги, давайте подумаем.
Второе. Единовременная денежная выплата, которая была произведена, в пересчете в 2,5, в 3,5 раза меньше того, что должен был получить пенсионер со средней пенсией при нормальной индексации за прошлый год.
У, соответственно, неработающего пенсионера примерно вдвое, в 2,5 раза ниже, у работающего — в 3,5 раза ниже, если считать, пересчитывать на средний размер пенсии.
Третье. Нам говорят, что единовременная выплата была сделана в интересах самых необеспеченных пенсионеров, однако, коллеги, на самом деле это вовсе не так. Она представляет собой попытку частичного перераспределения денег от бедных к нищим, я не оговорился, и при этом отбирает деньги у тех и у других.
Вот давайте проверим аргумент наших оппонентов элементарной арифметикой. Согласно официальным данным 2016 года низким, то есть ниже прожиточного минимума пенсионера, низкими считались пенсии на уровне 8 тысяч 800 рублей (я округляю для облегчения), если мы вычислим 9 процентов от этой суммы, то, что недоиндексировали за прошлый год, и умножим это число на 11 месяцев (с февраля должны были индексировать), получим не 5 тысяч, а 8 тысяч 715 рублей должен был получить самый низкооплачиваемый пенсионер.
Если мы ту же самую операцию проведем с работающим пенсионером, то он должен был получить 12 тысяч 600 рублей, а не 5 тысяч рублей, как он на самом деле получил.
Четвертое, коллеги. Мне скажут: мы возобновили индексацию пенсий с 2017 года. Это правда. Однако работающие индексации не получили, а неработающие получили индексацию с базы 2015 года плюс 4 процента. То есть при средней пенсии на начало 2016 года в 12 тысяч 800 рублей (я округляю) неработающий пенсионер ежемесячно с февраля этого года недополучит тысячу 155 рублей, а за год недополучит 12 тысяч 700 рублей, а работающий пенсионер ежемесячно недополучает в этом году, соответственно, 18, извиняюсь, 2 тысячи 400 рублей, а за год недополучит 26 тысяч рублей вот так…
Уважаемые коллеги, я думаю, что я добавлю только одно. Для нас совершенно очевидно, что в рыночной экономике есть два источника роста дешевый кредит и платежеспособный спрос. Что с кредитом, вы сами прекрасно знаете, но мы искусственно снижаем к тому же и платежеспособный спрос.
Остальное я договорю в процессе заключительного слова. А сейчас прошу поддержать законопроект и поступить, как Андрей Михайлович Макаров, принять в первом чтении и оставить хотя бы одну идею ко второму.
Спасибо.
Ольга Павлова, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Законопроект, представленный на ваше рассмотрение, исключает из содержания Федерального закона «О страховых пенсиях» статью 26.1, предусматривающу неиндексацию страховой пенсии работающим пенсионерам, а также предлагает проведение с 1 октября 2016 года дополнительную индексацию страховых и социальных пенсий.
Изменениями, внесёнными 3 85-ым Федеральным законом от 22 ноября 2016 года «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию», пенсионерам предоставлена единовременная выплата в размере 5 тысяч рублей.
Одновременно нормы, в которые авторами законопроекта предлагалось внести изменения, предусматривающие возможность дополнительной индексации, утратили силу.
Вариант индексации, предложенный авторами, в настоящее время не может быть реализован, так как в этом случае мы бы нарушили Бюджетный кодекс Российской Федерации, пункт 2 статьи 83, регулирующий условия выделения бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств.
В связи с изложенным рассматриваемый законопроект в настоящее время неактуален. На данный законопроект есть 12 согласованных отзывов органов представительной (законодательной) власти регионов, в 1 1 из которых принятие законопроекта не поддерживается.
Руководствуясь вышеизложенным, а также отрицательными заключениями Правительства Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы, Комитета Совет Федерации ПО социальной политике, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом чтении.
Андрей Альшевских :
Олег Николаевич, скажите, пожалуйста, ну понятно, что законопроект хотели рассмотреть и принять ещё в 2016 году, до принятия федерального бюджета, бюджет принят. Случай чисто гипотетический: если этот законопроект будет принят, а согласно финансово-экономическому обоснованию, там достаточно серьёзные суммы прописаны, а закон вступает с 1-го числа следующего месяца после опубликования, скажите, пожалуйста,где можно или где возможно взять те суммы, которые прописаны по этому закону?
Олег Смолин:
Ну первое. Если вы заметили, вчера уважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев сказал две важные вещи.
Первое. Мы получили денег больше, мы заработали денег больше, чем рассчитывали. Точных данных последних у меня нет, но неоднократно об этом говорили представители Минфина, поскольку доходы от нефти в этом году значительно больше плановых. Планировали нефть на уровне 40 долларов, пока там в районе 55 и так далее.
Но самое главное не это. Коллеги, я уже сказал, я понимаю, что поскольку не рассмотрели осенью, сейчас надо серьезно пересматривать содержание законопроекта, мы были бы готовы. Мы были бы готовы, если бы в законопроекте осталась одна идея и даже урезанная – восстановление индексации пенсии работающим пенсионерам, если бы мы ввели его в действие хотя бы с 2018 года.
Я напомню, что вчера Дмитрий Анатольевич признал такой подход серьезным и сказал, что правительство пока не готово дать внятный ответ, но оно будет его рассматривать, хотя бы тем, кто получает невысокую заработную плату. Я еще в заключительном слове к этому вернусь.
Тамара Плетнева
У меня к Ольге Ивановне вопрос.
Ольга Ивановна, в прошлом году, вы знаете, проиндексировали пенсии работающим вообще ничего, а всем пенсионерам один раз, пообещав 5 тысяч. 5 тысяч выдали в этом году, а потом началась индексация и почему-то всё по-новому.
Представляете, мне, когда на встречах говорят: я получил 27 рублей индексацию, вторая говорит: я 30 рублей. Это что за индексация-то?
Скажите, почему индексируют не суммы пенсии, как положено, а индексируют от прожиточного минимума? А это практически прожиточный минимум уменьшают, я считаю, специально, а потом индексируют и вообще там никакой индексации нет. Ну сколько это будет народ терпеть, скажите?
Ольга Павлова
Я хотела вам подчеркнуть, что пенсионеры, которые прекращают свою трудовую деятельность, получают пенсию в размере с учетом индексации и увеличения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, и корректировка размера страховой пенсии, имевшая место в период осуществления работы или иной деятельности. То есть по выходу
работающего пенсионера на пенсию, он и получит все недоиндексированные свои выплаты.
Бессарабов Даниил, «Единая Россия»
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Авторы внесённой инициативы затронули в ней очень важную тему для десятков миллионов наших жителей — вопросы пенсионного обеспечения, и в двух словах, смысл предложения авторов заключается в том, чтобы всем и сразу сделать хорошо: доиндексировать пенсии работающим, неработающим пенсионерам, проиндексировать работающим пенсионерам.
Однако в таком непростом вопросе, как мне представляется, надо быть честным, честным, прежде всего с собой, и, конечно, по отношению к нашим избирателям.
Мы все с вами помним, как больно ударил кризис по экономике, и как непросто формировался бюджет 2016 года, и в той ситуации звучали самые разные предложения, в том числе по ограничению выплат пенсий, и даже звучали такие радикальные, как отказаться от выплаты пенсий работающим пенсионерам.
И в этой ситуации именно фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе стала гарантом пенсионных прав наших граждан, и мы в результате той работы отклонили многие радикальные предложения. В результате, принятый федеральный закон и его действующая редакция нашли сбалансированный подход в этих вопросах.
Одновременно с этим депутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» вместе с коллегами, с исполнительной властью, продолжили работу над поисками новых доходов в бюджете, и вместе с этим было принято решение направить на выплаты социального характера.
Что нам удалось сделать за этот период? Во-первых, при поддержке фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в конце 2016 года мы с вами приняли закон об единовременной выплате всем пенсионерам, включая работающих, и уже в январе каждый получил по 5 тысяч рублей, а это свыше 43 миллионов человек.
И общая сумма выплат составила свыше 220 миллиардов рублей.
Для сравнения внесённая законодательная инициатива предусматривает финансирование только в размере 141 миллиарда рублей.
Во-вторых, для нас принципиально важно было добиться того, чтобы уже, начиная с 2017 года, индексация пенсий вновь проводилась на уровне фактической инфляции. И как результат в феврале этого года мы проиндексировали выплаты на 5,4 процента, а с 1 апреля они были ещё доиндексированы.
В отношении работающих пенсионеров. Мы сохранили механизм ежегодного перерасчёта пенсий, позволяющих увеличивать её размер на три балла ежегодно. Кроме того, когда работающий пенсионер уволится, его пенсия будет увеличена сразу с учётом всех пропущенных индексации.
В завершение я хотел бы заверить, что и в дальнейшем для фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в вопросах социального обеспечения приоритетом будет, безусловно, повышение качества жизни наших пенсионеров. Ну, а предложенный законопроект просил бы отклонить, а вместе с авторами продолжим работу над реализацией многих идей.
Гартунг Валерий, «Справедливая Россия»
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Я, конечно, счастлив, что у нас наши коллеги из «ЕДИНОЙ РОССИИ» защитили наших пенсионеров и не дали отнять пенсию у работающих пенсионеров. Интересно, а от кого же они защищали-то? Кто же это такой негодяй, который требовал отнять у рабочих пенсионеров пенсии? В КПРФ есть такие? Нет. В ЛДПР нет. У нас тоже нет.
Коллеги, может вам подумать, где поискать-то, с кем вы боролись в этой ситуации? Это первое замечание. Это по поводу выступления предыдущего оратора.
Второе замечание. Безусловно, конечно, это хорошо, что мы нашли 200, чуть больше 200 миллиардов рублей и один раз выдали по 5 тысяч нашим пенсионерам.
Вот давайте тогда мы напомним, что сколько отняли у пенсионеров при этом. Вы один раз выдали по пять тысяч. А недоиндексация пенсии теперь каждый год будет происходить. Вот в чем вопрос-то. И вот эти 140 миллиардов, о которых говорит Олег Николаевич Смолин, они же не единовременно, они каждый год должны быть. Если их сейчас выплатить, то в следующем году по закону на них тоже будет распространяться индексация, и они снова будут доплачиваться. Понятно, в чем разница. Вы один раз 200 выдали, а тут каждый год по 140. Это второе замечание, если уж мы говорим о цифрах.
Третье замечание. Вы говорите: в каких муках рождался у нас бюджет. Ну, конечно, если не принимать предложения оппозиции по пополнению бюджета, то, конечно, в муках будем принимать бюджет.
Напоминаю, ту, кстати, при рассмотрении предыдущего закона представитель правительства задал вопрос: если у вас есть предложения пополнении бюджета, где взять деньги, скажите нам. Но в очередной раз, вы-то, наверное, слышали, это он редко, наверное, здесь бывает, а вы-то слышали, ну, повторюсь для правительства, раз они нас не слышат.
Первое предложение — это наведение порядка в госзакупках. 25 триллионов рублей — закупки у единственного поставщика, по 223 закону. И по 44-му ещё на пять триллионов рублей у нас в год закупки. Вот вам, пожалуйста, резервы. Даже 10 процентов сэкономьте с этой суммы. Сколько получится? Под три триллиона рублей. Как раз дефицит бюджета. Это первое.
Второе. Нефтегазовый комплекс. У нас 80 процентов нашего экспорта — это экспорт сырья. И основная, львиная доля — это углеводороды. Мы уже говорили с этой трибуны, что при экспорте сырья за рубеж, мы возвращаем сырьевикам НДС в размере 18 процентов. То есть мы дотируем сырьевиков за счет обрабатывающих отраслей.
Ну, конечно, хорошее вчера прозвучало предложение от Дмитрия Анатольевича Медведева, что дать инвестиционную льготу по налогу на прибыль предприятиям, которые инвестируют в развитие производства. Но это даже, скажем так, это в десятки раз меньше, чем дотирование сырьевиков за счет обрабатывающих отраслей при перераспределении налога на добавленную стоимость.
Это вам ещё под 1,5 триллиона рублей, как минимум.
Третий источник. Мы уже несколько раз с этой трибуны приводили примеры. Была межфракционная группа, которая анализировала, а сколько же сборов должны платить импортёры в бюджет Российской Федерации?
Мы недосчитали по 2014 году 40 миллиардов долларов. По тому курсу, ну это почти под… 3 триллиона рублей, если на конец 2014 года взять, даже не по максимально курсу. Вот вам ещё дефицит бюджета.
А теперь сопоставьте эти цифры с той цифрой, о которой говорится в финансово-экономическом обосновании Олега Николаевича Смолина, всего 140 миллиардов. Посчитайте, сколько это процентов, вообще, от этой суммы.
Ну, ответ будет очевиден, что деньги-то в стране есть, только их нужно справедливо распределять. И поэтому мы предлагаем поддержать этот законопроект. Спасибо.