Пинать науку – легко, нужно вернуть ученым право на управление наукой

Российская академия наук была создана не в советское время, она была создана в петровскую эпоху, и с тех пор существовала более ли менее в стабильном виде, до принятия Федерального закона № 253 о реорганизации, а фактически о ликвидации Российской академии наук в прежнем виде.

В советский период Российская академия наук, без всякого квасного патриотизма, была едва ли не самой эффективной научной организацией.

Почему? Поскольку в советский период СССР был второй научной державой мира, после США. При этом затраты на науку в СССР и США были качественно различны. В США тратили гораздо больше средств.

После, так называемой, второй русской революции, российская наука, вообще, и Российская академия наук, в частности, подверглись колоссальному разрушению.

Если в 90-х годах расходы на образование, по нашим данным, сократились примерно в 8 раз в реальных деньгах, то на науку и академию наук – примерно в 20 раз.

Фактически финансировалась только нищенская заработная плата ученых и больше ничего.

Без последствия такое не проходит. Наука – это инерционная система с длительным циклом производства.

Чтобы подготовить ученого требуется не 3-5 лет, как для того, чтобы вырастить корову, и не 1-2 года, как для того, чтобы заменить станок. Требуется, по крайней мере, 20 лет для того, чтобы обучить ребенка в школе, институте, в аспирантуре и т.д.

Что касается заявления господина Куликова о том, что современная Российская академия наук в существующей форме бесполезна — то я хочу сказать, что он может оказаться прав, если, так называемая, реформа Российской академии наук будет продолжена.

Дело в том, что по Федеральному закону №253 Российская академия наук в прежнем виде фактически была уничтожена, по этому закону РАН превращена в клуб ученых.

Теперь научными институтами управляет не академия, а так называемое ФАНО (Федеральное агентство научных организаций). При этом еще в конце работы прошлой Госдумы председатель думского Комитета по науке Валерий Черешнев – настоящий доктор, настоящий медицинский академик – утверждал, что с появлением ФАНО количество бумажной продукции в академии увеличилось на два порядка, говоря по-русски – в 100 раз.

Когда РАН подвергалась реформе, нам много раз говорили, что ученые плохо управляют имуществом. Возможно, ученые совершали ошибки в управлении имуществом, но чиновники наукой всегда будут управлять хуже, чем ученые.

Мы голосовали против закона о, так называемой, реформе академии наук. По большому счету, я считаю, что этот закон должен быть отменен. Но как минимум в порядке компромисса может быть принят закон о возвращении Российской академии наук прав на управление наукой.

Например, существует такая система, как во Франции, где решение о наиболее перспективных исследованиях принимается по системе, так называемых, двух ключей. Оно принимается по согласованию академии наук и специального представителя Президента Франции, тоже из числа ученых.

Знаете, есть формула – «Даже осел может пнуть мертвого льва». Но пинать науку – легко, нужно вернуть ученым право на управление наукой.