Цифровая экономика и роботизация

Олег Смолин о цифровой экономике и роботизации :

«Цифровая экономика ожидает нас в любом случае. Другой вопрос — в какие сроки, и в каком виде?  

На данный момент наша страна резко отстает по уровню роботизации от передовых стран, в том числе и от Китая. По данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), в России на 10 тыс. работников приходится всего один промышленный робот. Это в 70 раз ниже, чем в среднем во всех странах мира. Например, в Южной Корее на 10 тыс. работников приходится 531 промышленный робот, в Японии — 305, в Сингапуре — 398.

Россия все еще закупает роботов в очень небольшом количестве по 500-600 штук в год, что составляет 0,25% мирового рынка. Китай, например, купил в 2015 году 69 тыс. промышленных роботов, Южная Корея — 38,3 тыс., Япония — 35, тыс., США — 27 тыс. и Германия — 20,1 тыс. роботов. Всего же в России к 2016 году работало около 8 тыс. роботов из 1,6 млн, существующих во всем мире.

Остановить прогресс нельзя, но нужно им управлять.

Не могу не заметить, что на этом фоне удивительно и архаично выглядит предложение о повышении пенсионного возраста в России. Может все-таки дать людям возможность нормально работать, а не увольнять их.

Тем более что во всем мире обсуждается, а кое-где уже введено, понятие «базового дохода». Базовый доход – это, когда каждый гражданин имеет право на получение определенного дохода вне зависимости от того работает он или нет.

Между прочим, Билл Гейтс совсем недавно предложил ввести налог на роботов.  Этот налог позволит обеспечивать тех кого роботы могут оставить без работы.

К сожалению, но для России на данный момент это пока неактуально, поскольку по уровню роботизации мы отстаем значительно.

В этой теме есть еще один важный вопрос – управление этой самой роботизацией.

Хочу напомнить сюжет знаменитого романа Курта Воннегута  «Утопия 14»,  где роботизация в значительной степени вытеснила людей, после чего люди восстали против этих роботов. Но потом через несколько дней после бунта стали их налаживать, так как без них обходиться уже не могли. Этакие луддиты будущего.

По-моему, если роботизация будет происходить в экономике, которая ориентирована исключительно на прибыль, мы должны ожидать большие негативные последствия этого технологического прогресса. Более того, я сомневаюсь, что современный социальный капитализм способен нормально управлять этим процессом, все-таки для этого необходима плановая экономика.

При этом потенциальная роботизация позволила бы при высоком уровне планирования перевести значительную часть населения из сферы материального производства и обслуживания в сферы образования, науки и культуры.

Недавно на одном из семинаров в Государственной думе у нас возник спор. Известный и очень талантливый экономист Андрей Колганов высказал предположение о том, что капитализм обеспечить роботизацию не сможет, поскольку для этого потребуется огромные вложения в научно-исследовательские проекты и опытно-конструкторские работы.

Я возразил, аргументировав тем, что уже изобретены роботы-официанты.

Думаю, что очень высокий уровень роботизации в условиях капитализма возможен, но другое дело, что вряд ли капитализм сможет создать условия для многостороннего развития каждого человека.  Ведь это требует не рыночного, но социального подхода.

Завершая, повторим – на данный момент для России эта тема не очень актуальна ввиду технологической отсталости, но потенциально – это один из главных вызовов».