Госдума на пленарном заседании во вторник приняла в первом чтении законопроект, уточняющий цели деятельности Российской академии наук (РАН), ее основные задачи, функции и полномочия.
Этот законопроект исправляет некоторые положения прошлого ФЗ № 253, который фактически передал власть над наукой от ученых к чиновникам.
В случае его принятия, в полномочия Российской академии наук возвращается функция прогнозирования, предоставляется право заниматься исследованиями в сфере обороны, а также возможность осуществления просветительской деятельности.
Выдержки из стенограммы заседания Государственной Думы от 27.03.2018
Олег Смолин:
Уважаемые коллеги! Уважаемый Вячеслав Викторович!
Хочу сказать сразу: я призываю депутатов независимо от фракционной принадлежности поддержать этот законопроект.
И вот каковы соображения. Я напомню, коллеги, что мы были решительными противниками федерального закона № 253, который фактически передал власть над наукой от ученых к чиновникам. И не потому что я чиновников не люблю, просто у чиновников свои подходы, и мы прекрасно понимаем, что, будучи против того закона, мы оказались правы, коллеги. Оказались правы, потому что по данным, которые здесь озвучивались ещё в прошлом составе Государственной Думы, бумагооборот в науке увеличился примерно на два порядка, как говорил на Валерий Александрович Черешнев, тогда председатель думского профильного комитета, и так далее, и так далее, и так далее.
Мы убеждены, что власть в науке должна принадлежать не чиновникам, а по преимуществу учёным. Кстати, недавно Центр стратегических разработок Алексея Кудрина опубликовал новые данные, по их данным количество инноваций в России в 4-6 раз меньше, чем в развитых государствах Запада, с которыми мы конкурируем. Георгий Малинецкий, вице-президент Нанотехнологического общества, говорит, что количество инноваций у нас в 5-7 раз ниже, чем было в советский период. Официальные данные в прошлом, 2017 году — на 12 процентов сократилось количество патентных заявок в нашей стране. Конечно, это комплексная проблема, но я думаю, что одна из причин — это реорганизация академии наук в пользу государственных чиновников.
Кстати, здесь обсуждали тему федерального бюджета, хочу напомнить, что этот федеральный бюджет, если он будет исполнен, как принят, в 2020 году окажется примерно на 100 миллиардов меньше, чем два года тому назад. Между тем, президент говорит о прорыве, мы, естественно, солидарны, только хотим напомнить, что новая индустриализация, которая нужна нам для прорыва, это наука, во-первых, образование, во-вторых, и собственно производство, в-третьих, кстати, советская академия наук была едва ли не самой эффективной организацией научной в мире, поскольку затраты по сравнению с Соединёнными Штатами у нас были намного меньше, а в научном отношении мы были второй державой мира.
Коллеги, выступая на комитете, я позволил себе заметить, что федеральный закон номер 253 сделал два шага назад, а этот закон делает полшага вперёд. Могу сказать по-другому, федеральный закон 253 — 20 шагов назад, а этот закон, законопроект — 5 шагов вперёд. Какие это шаги?
Первое. Академии возвращается функция прогнозирования наряду с функцией экспертизы. Вы знаете, что у нас много прогнозов, очень разных, они расходятся между Минэкономразвития, Центральным банком, независимыми экспертами, и так далее. Сейчас мы получим, мы надеемся, наиболее авторитетный прогноз академии.
Во-вторых, академии дано право заниматься научными исследованиями не только в гражданской области, но и связанными с обороной страны. Это традиция наша. Вы знаете, что у нас академики разрабатывали атомный проект либо становились академиками те, кто разрабатывали атомный проект, проект ракетно-космического щита и так далее, и так далее. Это важная позиция.
Третье. У академии появляются функции организации и осуществления просветительской деятельности. Я напомню, что первым президентом общества «Знание» советского был, соответственно, Сергей Иванович Вавилов, один из самых выдающихся наших учёных, и, вообще, выдающиеся учёные всегда работали на просвещение страны. Это очень важно, учитывая, что подавляющая часть, увы, сейчас информационного поля, это, как бы помягче сказать, информационное поле, испытывающее интерес, говоря словами Ильи Эренбурга, преимущественно к нижней половине человека.
Четвёртое. Академии предоставляется право направлять в органы государственной власти свои предложения по вопросам развития законодательства. Это, конечно, ещё не право законодательной инициативы, а такой полушаг, но тем не менее это важно. Направлять можно и сейчас, только теперь они будут обязаны их рассматривать.
Ну и, наконец, мы об это уже говорили, ликвидация и реорганизация научных институтов, соответственно, назначение руководителей будет согласовано между ФАНО и академией. Это важная позиция. Принцип двойного ключа, который можно было бы распространить, вообще, и дальше на управление имуществом, уважаемые коллеги.
Президент академии наук Александр Михайлович на заедании комитета предлагал нам идти дальше. В частности, он говорил о том, что можно было бы сделать академию главным заказчиком научных исследований в стране, выполняемых силами научных организаций и учебных заведений, передать академии в управление дома учёных и научные музеи, поскольку за академией закрепляется просветительская функция и так далее. Но главное, действительно, впереди вопрос об изменении статуса академии. Она не может быть обычным бюджетным учреждением, каким её сделал 253-й закон. Эта тема уже другого закона, в том числе о внесении изменений в Гражданский кодекс, но тем не менее я хочу сказать, что, на мой взгляд, как академик Российской академии образования, эта позиция должна касаться не только большой академии, но и государственных отраслевых академий.
Мы готовы идти дальше, чем предлагает этот законопроект, но это вопрос будущего. А пока просим поддержать этот законопроект, потому что он делает шаг в направлении, которое описывал когда-то Михаил Васильевич Ломоносов: «Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут».
Пусть академия наук сможет внести свой достойный вклад в необходимую нам как воздух модернизацию страны. Спасибо.