На одну ставку есть нечего, на две – некогда

В России за четыре года стало вдвое больше учителей, которые работают на две ставки. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, проведенного центром экономики непрерывного образования института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

Если в 2014 году о работе на две ставки говорили 7,3% опрошенных учителей (в 2015 — 6,9%), то в 2017 году таких стало уже 13,8%. Еще 46,2% учителей работают на полторы ставки. О работе на одну зарплату заявили 37,5% преподавателей.

При этом почти половина учителей помимо школы занимается подработкой. Регулярно подрабатывают 18,1% преподавателей, еще 28% делают это «время от времени».

Об увеличении зарплаты по сравнению с предыдущим годом рассказали более 31% учителей. Еще 34% заявили, что получают столько же. Остальные стали получать меньше в 2017 году.

Олег Смолин:

«Коллеги учителя шутят – «Работаем на полторы ставки, потому на одну ставку есть нечего, а на две – некогда». И эта шутка давно подтверждена данными ОНФ (Общероссийского народного фронта), согласно которым, средняя нагрузка российского учителя 28 уроков в неделю (18 уроков – одна ставка).

Для понимания тех, кто далек от школы: 28 часов – это не то же самое, что рабочая неделя. К каждому уроку необходимо подготовиться, при этом необходимо работать с детьми.Поэтому при нормальном отношении к работе, 28 уроков – это далеко за 60 часов реальной недельной нагрузки.

Данные РАНХиГС показывают, что шутка про полторы ставки отчасти устарела. Произошел рост в два раза числа тех, кто работает на две ставки. Очевидно, что им настолько есть нечего, что они предпочитают ситуацию, когда есть некогда.

Шутки шутками, но нельзя не понимать, что при такой нагрузке учитель не может отдать ученику то, что положено. Происходит неизбежное эмоциональное выгорание, и заниматься личностью ученика учителю некогда. А мы после удивляемся, почему растет насилие в школе.

Насколько мне известно, в настоящее время в Правительстве готовятся новые майские указы. Ольга Юрьевна Голодец (Заместитель председателя Правительства) и Ольга Юрьевна Васильева (Министр Образования) добиваются, чтобы заработная плата учителям согласно новым указам была повышена с одного среднего размера заработной платы по региону до полутора.

Повторю мое предложение, которое было сделано им обоим, необходима другая концепция – пусть заработная плата педагогов будет равна средней по региону, но за одну ставку (18 часов), иначе к следующему времени отчета по указам президента нагрузка  будет уже не две ставки, а две с половиной и не у 13%, а у 25%.

Самый простой способ исполнить указы – заставить учителя больше работать во вред себе и детям».