Глава Минэкономразвития Максим Орешкин на Втором Столыпинском форуме призвал пожертвовать настоящим ради «светлого» будущего. В качестве примера для развития Орешкин привел Китай и отметил, что в китайских селах ранее не выплачивали пенсий.
Орешкин отметил, что Китай сумел это сделать. «Так исторически сложилось, что объем ресурсов, который Китай тратит на пенсии, был очень низкий, это осознанная политика», — заявил Орешкин и добавил, что благодаря этому власти Китая «могут тратить больше денег на ВВП и инвестиционные расходы».
Успех Китая обеспечили всего четыре фактора. Первый и главный — это процесс урбанизации. «Массовый переток населения из сельской местности в городскую становится стержневым и ключевым фактором экономического роста в Китае. Из года в год десятки миллионов людей переезжают из сельской местности в городскую, повышая производительность труда», — заявил Орешкин.
Второй фактор — «осознанная жертва настоящим ради будущего»: «Если посмотреть на политику Поднебесной, на социальную политику, то мы знаем пенсионное обеспечение». «На поддержку населения пенсионного возраста Китай тратил исторически мало. До последнего времени пенсионного обеспечения в сельской местности не было. Это осознанная политика — жертвовать настоящим, чтобы ВВП рос. Поэтому экономический рост, хотя все думают, что это что-то приятное, на самом деле, болезненный процесс. Спортсмены говорят: no pain, no gain. То же самое касается экономики», — отметил министр.
Настоящий экономический рост заключается в том, что ты и твой коллектив тем же составом через год или два должны делать на 10–20% больше. «А не то, что тебе повысили зарплату или людей стало в два раза больше работать», — заявил Орешкин.
В Китае происходит массовая урбанизация, которую жестко регулируют власти, они же управляют структурой кредитного предложения и спроса в отличие от России, где большая часть кредитования приходится на потребительские кредиты. И это тоже фактор развития. «Есть плохое для нас сравнение. Если посмотреть прошлый год, у нас больше всего в портфеле банковского кредита выросло потребительское кредитование. 1,5 трлн руб., то есть 1,5% ВВП дополнительного спроса было создано именно потребительским кредитованием», — пояснил Орешкин.
«Те 1,5 трлн руб., которые ушли на рост портфеля кредитов в прошлом году, — это потерянные инвестиции. У нас они могут быть на 1,5% выше, если бы было регулирование в части потребительского кредитования», — заявил министр.
Еще одним фактором китайского успеха Орешкин назвал упор на проектах с возможностью роста добавленной стоимости. Мир инвестирует в искусственный интеллект, а промышленность и производство становятся низкодоходными, пояснил министр.
Китай ежегодно инвестирует в развитие искусственного интеллекта $15 млрд, поскольку вся доходность сосредоточена не в производстве, а в технологиях, отметил Орешкин.
«Вот четыре истории, которые обеспечивают высокие темпы роста. Но надо понимать, что при этом меньше расходов на текущее потребление, меньший уровень социальной поддержки населения именно в жертву будущему», — заключил Орешкин
Правда, позже решил оправдаться и сказал, что его не так поняли.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что у России нет необходимости ограничивать социальную поддержку граждан ради экономического роста, как это делали в Китае.
Выступление Максима Орешкина поражает во многих отношениях.
Согласиться можно лишь в том, что необходимо развивать высокотехнологичное производство. Без него в современном мире никуда.
А в остальном его выступление не лезет, ни в какие ворота…
Экономическая наука в лице академиков Аганбегяна, Ивантера, Гринберга утверждает, что без увеличения социальных расходов, экономический рост в стране невозможен. Нищее население не может покупать товары, а для кого же тогда производить?
Вложение в образование, медицину, культуру, науку (в человеческий капитал) являются основой модернизации в 21 веке.
Поражает, что Максим Орешкин предлагает затянуть пояса всем, но не олигархам. Люди должны отказываться от последнего, но нет ни единого слова о прогрессивном налоге…
При такой политике успешного будущего у страны не будет.
Это фактически предложение нам всем пожертвовать будущим наших детей во имя благополучия олигархов.
Давно известна история о том, как один не очень дальновидный посол стал учить африканского монарха брать пример со Швеции. Монарх заметил – «Где взять столько шведов?»
И нам где взять столько китайцев?
Хоть позднее Максим Орешкин и заявил, что его не так поняли, но я думаю, что его поняли правильно.