В случае продолжения нынешней государственной политики в сфере образования, российские регионы рискуют остаться без квалифицированных кадров, что будет трагедией для страны, заявил на пресс-конференции НСН руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков. По его словам, в то время как практически вся Европа перешла на бесплатное высшее профессиональное образование, Россия движется в обратном направлении.
«Связано это с тем, что доля финансирования образования в целом у нас снижается. Есть определенный норматив, по которому уровень зарплаты преподавателей не должен быть ниже, чем 200% средней зарплаты оп региону. Естественно, что пытаются это компенсировать за счет договорников, то есть тех, учится кто на платной основе. Снижается количество бюджетных мест и увеличивается число платных мест. С каждым годом рост цен обучения на небюджетных местах увеличивается, к 2024 году будет зашкаливать за 20%.», — предупредил Сергей Комков.
Руководитель Всероссийского фонда образования добавил, что в негосударственном секторе ситуация будет еще хуже, так как там другие условия. По словам эксперта, политика страны в сфере образования требует серьезных изменений.
«Пока мы не изменим государственную политику в системе образования в целом и в системе высшего и среднего профессионального образования в частности, мы будем получать очень неприглядную картину, и это приведет к тому, что мы через некоторое время можем остаться без квалифицированных профессиональных кадров. Особенно это скажется на подготовке профессиональных кадров в регионах, а это для России трагедия», — сказал Сергей Комков.
Напомним, что по данным Росстата, стоимость обучения на платных отделениях в вузах увеличилась на 15-19%. Семестр учебы на платном отделении в госуниверситете подорожал в мае и обходится почти в 69 тысяч рублей. По мнению экспертов этот показатель может увеличиться еще на 15–20% к сентябрю. Соизмеримо подорожала и учеба в негосударственных заведениях: с 46 до 55 тысяч рублей. В Федеральной антимонопольной службе России отметили, что рынок услуг в сфере образования является конкурентным, и цены на обучение не подлежат госрегулированию.
Разделяете ли Вы опасения Сергея Комкова? Что необходимо менять в государственной образовательной политике? Как остановить дальнейшую коммерциализацию высшего образования? — с таким вопросом Regions.ru обратилось к Олегу Смолину:
«Давайте рассмотрим проблему по пунктам. Первое, что касается количества бюджетных мест. В советский период их было 220 на 10 тысяч населения. Сейчас их 130 на 10 тысяч населения. И действительно, если формула, которая сейчас прописана в законе, не будет изменена, количество бюджетных мест будет уменьшаться и дальше.
Второе. На мой взгляд, сейчас в России доступ к высшему образованию ограничен больше, чем в других странах. Я имею в виду наших конкурентов. Ну например, в Германии или Франции 80-90% всех учебных мест в вузах бюджетные, у нас – около 40%. А в США, где количество бюджетных мест примерно такое же, как у нас, существует развитая система льготного образовательного кредита. У нас же эта система существует только номинально: очень малое количество студентов может получить такой льготный образовательный кредит. Поэтому студентам и родителям у нас действительно приходится платить за образование больше, чем в большинстве других стран, наших конкурентов.
Третье, и может быть, главное. Общая тенденция современной цивилизации – это повышение уровня образования. Согласно оценкам футурологов, в будущую стадию развития цивилизации войдут только те страны, которые обеспечат в составе работников от 60 до 90% людей с высшим образованием. Поэтому, если мы хотим модернизации, значит нам нужно менять ситуацию, увеличивать количество бюджетных мест. А для этого нам надо увеличивать вложения в наше образование, в том числе и высшее. На всякий случай, для понимания приведу такие цифры. Сейчас в странах Организации экономического сотрудничества и развития средний показатель вложений в образование составляет 4,7% от ВВП, в странах, которые стремятся к модернизации – около 7%, у нас – 3,5%. Это значит, что нам крайне необходимы дополнительные вливания в образование.
Деньги решают не все, все решают кадры. Но деньги помогают иметь кадры и не терять их. Вот если ситуация серьезно не изменится, кадры будем терять.»