Сегодня растет недоверие граждан ко всем институтам власти

Социологи «Левада-центра» зафиксировали падение интереса россиян к выборам в Госдуму. Согласно проведенному в июле 2019 года опросу, 41 процент граждан либо не собираются голосовать на думских выборах в 2021 году, либо не знают, кого на них поддержать. При этом, если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье, 24 процента респондентов не пошли бы голосовать вовсе. Отмечается, что доля не готовых голосовать россиян достигла максимума со времен предыдущих выборов в Госдуму в 2016 году. 

Охлаждению общества к политике можно только порадоваться, заявил в эфире НСН экс-советник управления президента России, политолог Олег Матвейчев. 

«Политизация жизни, когда люди думают о политике, хотят в каких-то выборах участвовать, это то же самое что температура для тела. Если у вас общество политизировано, это значит, что у вас температура выше, чем 36.6, это значит, что вы больны. И когда люди политикой не интересуются, это говорит о том, что у них более или менее все хорошо. Это значит что у них более или менее комфортная среда, что их все устраивает. Представьте, что у нас страна, например. внезапно начала бы интересоваться вопросом ЖКХ, какие трубы лежат, какая вода течет и так далее. Это явно свидетельствовало бы о том, что в этой сфере не все в порядке. А так мы знаем, что вода течет и холодная, и горячая, и все такое, мы на это не обращаем внимания. Радоваться надо. Самые политизированные общества – самые больные», — заметил политолог. 

В свою очередь председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко заявил «Коммерсанту», что интерес россиян к выборам сможет вернуть обновление партийной системы. «В условиях, когда публичная политика сведена к нулю, очень трудно появиться чему-то новому, что сразу бы завоевало большие симпатии. Единственное, откуда могут прийти новые люди и партии, — из активистов гражданского общества. Они могут стать лидерами мнений, поскольку парламентские партии, да и «Яблоко», не продемонстрировали способность внутри себя родить следующее поколение лидеров мнений», — считает политолог. 

Как бы Вы прокомментировали данные опроса? Стоит ли радоваться охлаждению общества к политике? Что, на Ваш взгляд, могло бы вернуть интерес россиян к выборам? 

Олег Смолин:

«Начну с того, что я совершенно не согласен с мнением господина Матвейчева по поводу того, что чем меньше людей интересуется политикой, тем лучше. Это бывает по-разному, и мы знаем, что в странах с мало-мальски демократическими традициями, как правило, доля участвующих в выборах значительна. Кстати, если количество тех, кто не пойдет на парламентские выборы, составит у нас 24%, то явка должна будет составить 76%. Это практически то же самое, что мы имели на президентских выборах 2018 года. 

Ну а падение интереса к выборам в Государственную Думу связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, российский парламент – это парламент, урезанный в правах. Его полномочия гораздо меньше, чем у парламентов, например, во Франции, США, не говоря уже о парламентских республиках типа Германии. И люди это так или иначе чувствуют. Они понимают, что главные вопросы решаются даже если и формально в Думе, то фактически за пределами Думы, правительством и администрацией президента. 

И во-вторых, падение интереса к выборам в Государственную Думу связано с тем, что многие российские СМИ, как минимум либеральные, именно Госдуму выставляют ответственной за т.н. непопулярные законы. Но подавляющее большинство этих законов готовится, опять же, либо в правительстве, либо в администрации президента. Поэтому здесь есть и реальная ситуация, и фактор, связанный с манипулированием массовым сознанием. 

Ну и последнее, что я хотел бы сказать. Всем хорошо известно, что более-менее демократические режимы могут обходиться вообще без президента, либо прикрываться шапкой конституционной монархии, как в той же Британии. Но в современном обществе нет ни одной более-менее демократической системы при слабом парламенте. Поэтому, если мы хотим повышать интерес к самой Государственной Думе и к выборам в Государственную Думу, первое, что надо делать – это расширять полномочия парламента».

Источник