У нас фактически создается система сословного права

Российские юристы написали открытое письмо председателю Конституционного суда РФ Валерию Зорькину по делу активиста Константина Котова, осужденного на четыре года лишения свободы по так называемой «дадинской статье». Письмо опубликовано в разделе блогов на сайте «Эха Москвы». Его подписал 21 человек, среди которых кандидаты и доктора юридических наук.

Как сказано в письме, дело Котова «обозначило новый печальный рубеж», так как в нем «открыто нарушен ряд правовых позиций Конституционного суда РФ».

Авторы письма напоминают, что при рассмотрении дела активиста Ильдара Дадина Конституционный суд, в итоге отменивший обвинительный приговор Дадину, выработал ряд позиций. В частности, указывалось, что исполнение властями правил, регулирующих порядок публичных собраний, не должно быть самоцелью и «не должно создавать скрытые препятствия для реализации защищаемой [Европейской] Конвенцией свободы мирных собраний; что «для ограничения политических выступлений или выступлений по иным важным вопросам общественной жизни необходимы веские причины»; что «в правовой системе России преступлению — в отличие от иных правонарушений — должна быть присуща криминальная общественная опасность»; что «проведение демонстрации без предварительного согласования, не обязательно оправдывает карательные меры, применяемые властями за участие в публичном мероприятии».

Юристы указывают, что приговор Котову «явно не соответствуют названному и другим решениям Конституционного суда РФ».

«Нам трудно советовать Вам, что можно предпринять в ситуации, когда игнорируются решения Конституционного суда. Но, может быть, исходя из нынешнего состояния конституционной законности, стоит подумать о том, чтобы Конституционному суду обратиться с посланием к Федеральному Собранию. […] Это стало бы первым посланием Конституционного суда, основанном на анализе исполнения, а вернее неисполнения его решения по конкретному делу («делу Дадина»). В нем можно было бы сказать также о том, что сам парламент не внял рекомендации суда об уточнении нормативных оснований привлечения к уголовной ответственности за предусмотренное статьей 212.1 преступление и мер наказания с учетом правовых позиций Конституционного суда (пункт 3 резолютивной части), и о недопустимости пренебрегать решениями Конституционного суда органами исполнительной и судебной власти», — цитирует документ Znak.com.

Напомним, Котов за последние три месяца получил три административных наказания: за организацию несанкционированной акции 15 мая (часть 8 статьи 20.2 КоАП), за участие в несогласованном митинге в поддержку Ивана Голунова (часть 6.1 статьи 20.2 КоАП, штраф 15 тыс. рублей), а также за призывы к участию в несанкционированной акции на Трубной площади (часть 2 статьи 20.2, арест 10 суток). В акции 27 июля он участия не принимал, потому что отбывал арест. 12 августа в отношении него возбудили уголовное дело, а 13 августа его задержали и доставили на допрос в Следственный комитет. По словам адвокатов Котова, расследование его дела длилось всего три дня.

Вину в инкриминируемых деяниях Котов не признавал, говорил, что «судят не его, а право на свободу слова и свободу собраний».

Правозащитный центр «Мемориал» признал Константина Котова политическим заключенным. 

Олег Смолин:

«Напомню, в чем суть проблемы. По делу Ильдара Дадина Конституционный суд выносил решение, смысл которого состоит в следующем. Нельзя подвергать уголовному наказанию человека просто за то, что он два раза выходит на несанкционированные митинги. И как я понимаю, именно в этой связи Ильдар Дадин был освобожден. А в аналогичном случае с Константином Котовым мы получили противоположное решение!

Но мне кажется, что это только часть проблемы, и на самом деле проблема глубже. Она состоит в том, что в стране создана фактически система сословного права. Скажем, для государственных деятелей существует отдельная система права, отдельная система защиты, как и для силовиков. Если вы бросили пустую пластиковую бутылку в представителя силовых структур, то вы рискуете сесть, и не на один год. Если же вы чем угодно ударили обычного гражданина, и особенно если вы представитель силовых структур, то совершенно не факт, что вам грозит хоть какое-то наказание.

Поэтому я считаю целесообразным выступлением председателя Конституционного суда перед представителями парламента. Более того, по моему мнению, Конституционный суд мог бы в рамках своих полномочий обратить внимание властей, — от парламента до президента, которые являются участниками законотворческого процесса, — на то, что у нас фактически создается система сословного права. Такая система точно не подвинет нас вперед, точно не обеспечит модернизации страны и экономического прорыва, о котором много раз говорил президент.»

Источник