5 октября Россия отметила всенародный праздник День учителя.
В канун этого дня большие начальники сказали в адрес российских педагогов много замечательных слов. Но так и хотелось сказать: «Лучше помогите материально!»
Между тем есть прямые доказательства высокой эффективности работы российского учителя. Отчасти это наследие советской системы образования, отчасти – прямая заслуга самих педагогов.
По данным Мирового банка, по доле расходов из всех источников на образование Российская Федерация занимает 98-е место. Ужасный показатель на фоне качества…
В международных рейтингах эффективности образования наша страна стоит значительно выше. Правда, она же сильно отстает от позиций советского периода.
Первое. Согласно рейтингу PIRLS, по уровню грамотности школьников в начальной школе Россия занимает первое место. И это выше Сингапура опыт, которого изучается в Омской области, и выше всех «азиатских тигров», а еще намного выше США.
Качество образования в советский период было одним из лучших, но даже в антисоветский период качество образования в России значительно выше американского.
Второе. По системе оценок TIMSS, где сравнивается грамотность школьников 4-8 классов, в 21 веке Россия была в десятке лучших, лишь однажды выпав из нее.
Третье. По системе оценок PISA, где оцениваются школьники 15 лет, Российская Федерация в последние 20 лет находится в 4-ом десятке, один раз выпадала в пятый, несколько раз в третий.
Мы недовольны качеством образования сегодня, СССР имел одну из лучших систем образования, которая все еще несет свой след. Но даже результаты современной школы не заслуживают 98 места в мире по уровню финансирования, и не заслуживает такого пренебрежительного отношения со стороны властей.
Четвертое. В рейтинге ООН, согласно исследованиям индекса развития человеческого потенциала, по показателям образования Россия в 21 веке находится в первой половине первой сотни. Разумеется, что это отступление от позиций СССР, но и это не заслуживает 98 места по уровню финансирования.
Потому российским чиновникам давно пора понять, что если мы хотим модернизацию в стране, без наращивания вложений в образование она не случится никогда.
В заключение позволю одну цитату от Блаженного Августина:
«Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает».
Прошло больше 1500 лет, а как актуально.