Давно не помню такого жёсткого обсуждения бюджета, которое состоялось в Комитете по образованию и науке 7 ноября. То ли революционные настроения Великого октября сказались на депутатах от «Единой России», то ли даже у них терпению наступает предел, то ли это очередной виток игры и имитация в недовольство правительством.
Объектами вопросов стали представители Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения и Министерства финансов.
Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов спросил о том, почему Правительство и Минфин не исполняют указ президента №599 от 7 мая 2012 года, согласно которому еще в 2015 году расходы на науку в России должны были составить 1,77% от ВВП. В Минфине ответили, что собираются исполнять другой указ №204 и вывести расходы по этому показателю к 2035 году. Никонов отметил, что указ президента №599 не отменен, а в 2035 году спросить будет не с кого. Позиция Минфина заключается в том, что они исходят из показателей 2035 года.
Похоже, что и эти слова чиновников — неправда, потому что, согласно официальному заключению Комитета, сейчас в федеральном бюджете расходы на науку с годами только сокращаются: на 2020 год 0,44%, на 2021 год 0,43%, на 2022 год 0,42%.
С такой динамикой даже к 2035 году никакой указ не исполнишь, не говоря о том, что к этому времени действительно просто спрашивать будет не с кого.
Задал вопрос и я.
Какой статус имеет распоряжение Правительства от 2015 года, принятое по поручению президента, о том, что в России дети должны перейти на односменный режим обучения в школе, что за 10 лет будет на эти цели израсходовано 2,8 трлн. рублей (из бюджета лишь 1,9 трлн. рублей). Сегодня ситуация обстоит таким образом, что в 2020 году выделяется только 46 млрд. рублей, тогда как по планам Правительства должно быть 300 млрд. рублей.
Ответ был крайне размыт, понять что-то определённое в нем было крайне сложно.
Еще один член Комитета Алена Аршинова из «Единой России» обратила внимание, что депутатам стало невозможно встречаться с учителями, поскольку очень тяжелое положение в школе.
Представители министерств сказали, что эту проблему должны решать регионы сами.
Если верить Минфину, то долги субъектов федерации сократились, но они все равно составляют более 2 трлн. рублей. В это самое время федеральный бюджет имеет Фонд национального благосостояния, в котором 8 трлн. рублей лежат без дела.
Единственным, кто относительно поддерживал Минфин из Комитета, был депутат Геннадий Онищенко, который обвинял регионы в том, что они не падают необходимые заявки и не пользуются даже теми возможностями, которые есть.
Обсуждение всех вопросов было бурным, но на результате голосования это не сказалось.
Например, Комитет отклонил практически все поправки, направленные на увеличение расходов на образование, за исключением поправок Председателя Госдумы Вячеслава Володина и депутата Андрея Исаева, направленных на поддержку Школы профсоюзов в Санкт-Петербурге.
В числе отклоненных инициатив были и мои. Среди них предложения значительно увеличить расходы на оплату труда педагогов в высшей школе, для того, чтобы базовый оклад составил не менее 70%, как того требует июньское постановление Госдумы в отношении учителей.
Напомню, что в 2018 году, по официальным данным, зарплата преподавателей вузов составила 84 тыс. рублей, согласно опросу ОНФ – 25 тыс. рублей. Кому верить — это дело читателя, но я верю преподавателям, а не статистике.
Аналогичная поправка в отношении учителей была мной отправлена в другой Комитет.
О судьбе и результате обеих инициатив мы узнаем позже – 19 ноября на заседании Госдумы.
Увы, есть все основания предполагать, что те же самые люди из «Единой России» и «ЛДПР», которые жестко критикуют правительство в Комитетах, в решающий момент проголосуют «ЗА».