Полномочный представитель президента в УрФО Николай Цуканов посетовал на невозможность снимать с должностей руководителей муниципальных образований губернаторами регионов. Об этом он заявил 3 декабря на совещании с представителями региональных отделений политический партий и представляющими субъекты округа депутатами Госдумы.
Речь о недостатках текущей системы зашла в ходе обсуждения проблем с реализацией национальных проектов на муниципальном уровне, передает «Уралинформбюро».
«У губернаторов нет прямой возможности отстранять от должностей глав муниципалитетов. Если всего-навсего внести в законодательство предложение, что губернатор по трем-четырем объективным критериям сможет отстранить главу муниципалитета, неважно, избран он или назначен, поверьте, пропадут конфликты, будет четкая и понятная система. Это и есть та самая вертикаль власти», – отметил Николай Цуканов.
Полномочный представитель президента также подчеркнул, что не пытается поднять вопрос прямых выборов глав муниципалитетов. По его мнению, есть примеры, когда руководитель избирался, но это не всегда было позитивно.
Между тем ранее глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин раскритиковал позицию, по которой для решения большинства управленческих задач необходимо усиливать «вертикаль власти». Чиновник придерживается противоположной точки зрения. По его мнению, нужно увеличивать полномочия муниципалитетов и выделять им дополнительные средства для решения задач.
«Усиливать вертикаль власти в России — это тупиковый путь абсолютно лишенный какого-либо смысла. Зачем тогда нам муниципалитеты? Они ждут, чтобы мы расширили их полномочия, дали им дополнительные бюджетные средства. Они могут решать управленческие задачи и они будут их решать, при определенных условиях», — приводит слова Кудрина Pravda.ru.
Олег Смолин:
«Этот тот не частый случай, когда я совершенно согласен с Алексеем Кудриным. Поясню почему.
Первое. В большинстве регионов России уже введена система фактического назначения глав местного самоуправления. Происходит это следующим образом. Специальная комиссия, в которой половину членов назначает губернатор, а вторую половину местный совет, где губернатор, как правило, имеет большинство, определяет двух кандидатов, из которых и происходит выбор. Поэтому де-факто в России вместо выборов глав местного самоуправления существует их назначение.
Второе. Я не раз наблюдал процедуры, когда губернаторы отстраняли от должности глав местного самоуправления по факту.
Третье. Если глава местного самоуправления избран населением, он прежде всего думает о населении, которое его избрало. Если глава МСУ фактически назначен губернатором, да еще и в любой момент может быть снят губернатором, он будет думать не о гражданах своего района, села, и т.д., а будет думать главным образом о том, кто его назначил.
И последнее. Как известно, самые бедные бюджеты в России – это бюджеты МСУ. Более того, от одного из глав районов Омской области я слышал, что финансов у местного самоуправления сейчас едва ли не меньше, чем было в «лихие 90-е». Поэтому нужно, во-первых, увеличивать финансовую базу местного самоуправления, а во-вторых – возвращаться к избранию глав МСУ. Это будет более правильный путь, потому что в этом случае инициатива местного самоуправления будет расти, а в случае свертывания возможностей МСУ она будет гаснуть. Соответственно то, что предлагает здесь Николай Цуканов, — это путь к дальнейшему наращиванию стагнации российской экономики и социальной жизни.»