12 декабря началось общее собрание Российской академии образования (РАО). По инициативе президента РАО Юрия Зинченко, общее собрание организовано по-новому: вместо официальных докладов и отчетов введены пленарные дискуссии по проблемам.
В первый день состоялось обсуждение по проблемам научного обеспечения проекта «Десятилетие детства».
Академик РАО Олег Смолин приветствовал участников собрания от лица Комитета Госдумы по образованию и науке, а свое выступление посвятил проблемам инклюзии.
Он заявил, что главная угроза инклюзии в России – это ее профанация. Смолин напомнил, что после утверждения Ольги Васильевой министром образования, а позже и министром просвещения процесс массовой ликвидации коррекционных школ в России был остановлен. В предыдущие годы было ликвидировано 280 коррекционных учреждений. Если верить последней статистике, то за три последних года ситуация не изменилась, а в реестре значится 1664 коррекционных учреждений. Но при этом продолжается два вида профанации:
— ребят с инклюзией переводят на домашнее обучение. Понятно, что в каких-то случаях это необходимо, но во многих школах это делают, желая избавиться от проблем. При домашнем обучении дети получают меньше знаний, более низкий уровень подготовки, а позже испытывают проблемы при поступлении в высшие учебные заведения и средне-специальные учебные заведения.
— сбор в одно учреждение детей-инвалидов с разной категорией. Например, к детям с нарушениями зрения добавляют детей с нарушениями интеллекта. Смолин подчеркнул, что это не имеет отношения к инклюзии, потому что инклюзия – это совместное обучение здоровых детей и детей с нарушениями здоровья, которое должно проходить в специально созданных условиях. В данном случае под одну крышу сгоняют инвалидов разных категорий, но условия для них ухудшаются.
Советник президента Александра Левицкая поддержала Смолина, сказала, что рабочей группе по дошкольному и общему образованию инвалидов, которой руководит депутат, предстоит решать проблему ранней коррекционной помощи.
Пятница 13 – оказалась удачным днем. В этот день в Российской академии образования (РАО) проходили пленарные дискуссии по трем вопросам, по двум из которых выступил академик РАО Олег Смолин.
Первая тема была посвящена цифровому образованию. Смолин высказал позицию, согласно которой в развитии электронного обучения есть риски двоякого рода:
-с одной стороны, торможение его внедрения чревато колоссальным отставанием страны от технического прогресса;
— с другой стороны, неправильное применение чревато разрушением системы образования.
Суть предложений депутата сводится к тому, что цифровое образование необходимо внедрять в зависимости от возраста детей и студентов:
— в младших классах с большой осторожностью;
— в средней школе с определенными ограничениями;
— в старших классах полноценно и т.д.
Но главное – это необходимость создавать электронные университеты, без которых Россия проигрывает конкуренцию со странами Запада и Востока.
Второй темой была развитие инноваций в образовании и экспериментальных площадок в РАО.
В данном случае Олег Смолин заявил, что главная преграда развития инновационных методов – это бюрократизация. Он отметил, что если буквально применять к российским школам требования ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта), требования СанПинов (санитарно-эпидемиологических правил и норм), то подавляющее большинство российских школ придется закрывать.
Он потребовал, чтоб по край ней мере экспериментальные площадки были освобождены от этих условий. Ключевой темой обсуждения стала ситуация с закрытием лицея Михаила Щетинина.
По предложению Смолина в решение общего собрания будет включено несколько пунктов в защиту лицея.