По решению депутатов от «Единой России» Государственная Дума на днях отказалась рассмотреть законопроект о моратории на повышение пенсионного возраста в России до 1 января 2030 года. С данной законодательной инициативой выступили депутаты от КПРФ и «Справедливой России».
Как предположил в разговоре с корреспондентом «Росбалта» политолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов, власти таким образом стараются не связывать себе руки во время экономического кризиса. Так эксперт отреагировал на высказывание депутата от «Справедливой России» Олега Шеина, который счел возможным очередное повышение пенсионного возраста в 2028 году.
«Нахожу предположение Шеина совершенно правдоподобным. <…> Как известно, в первоначальном проекте предполагалось большее повышение, чем было заложено в окончательном варианте. Вполне возможно, что рассматривается возможность в перспективе вернуться к исходным параметрам», — отметил Голосов.
Политолог добавил, что власть таким образом исходит из минимизации рисков. «При экономическом планировании правительство никогда не исходит из оптимистических вариантов, но допускает возможность крайне пессимистических. Неопределенность общей экономической ситуации в мире и в России очень высока, не хотят связывать себе руки», — заключил эксперт.
Напомним, в 2018 году Путин подписал закон о пенсионной реформе. Документ увеличил с 2019 года пенсионный возраст в России — с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин.
Олег Смолин:
«Начну с того, что законопроект о моратории на повышение пенсионного возраста был подготовлен и представлен мною, причем внесен в Государственную Думу в мае 2018 года, за полтора месяца до правительственного законопроекта. Но на заседание палаты он был вынесен только в минувший вторник, и его отказывались рассматривать под тем предлогом, что якобы он не является альтернативным правительственному законопроекту о повышении пенсионного возраста. Хотя, по логике вещей, эти законопроекты должны были рассматривать одновременно, или даже наш – раньше, как раньше внесенный.
Второе. Аргументируя свой законопроект, я напомнил Государственной Думе, что сейчас нет никакой экономической необходимости повышать пенсионный возраст, поскольку Фонд национального благосостояния превышает у нас 8 трлн рублей, и профицит бюджета за прошлый год составил еще 3 трлн рублей. Малого того, президент РФ признавал, что до 2028 года вообще никакой необходимости в повышении пенсионного возраста не было.
Третье. Напомню, что не желая тратить деньги на пенсионеров, правительство РФ собирается потратить деньги на покупку Сбербанка у Центробанка. На это предполагается израсходовать около 3 трлн рублей из того самого ФНБ. Этого бы несколько раз хватило, чтобы не повышать пенсионный возраст! Поэтому вопрос не в деньгах, а исключительно в политической воле. А что касается экономического кризиса, то о нем говорят долго и упорно. Коронавирус увеличил его вероятность, но пока большинство экспертов не прогнозируют экономического кризиса в ближайшее время. Но даже в случае кризиса стабфонд позволит поддерживать пенсии на современном уровне.
Четвертое. Правительство утверждало, что вынуждено повышать пенсионный возраст для повышения пенсий как таковых. Однако и обещанную тысячу рублей получили далеко не все, некоторые получили сугубо копеечные прибавки к пенсиям. К тому же, с каждым годом обещанная тысяча рублей становится все более дешевой, и к 2024 году от нее вообще ничего не останется: она будет просто полностью «съедаться» официальной инфляцией.
Ну и наконец последнее. Закон о повышении пенсионного возраста – это закон не только против старшего поколения. Это закон против всех. Напоминаю, что при средней пенсии в 15 тысяч рублей, с учетом инфляции, за 5 лет каждый человек из числа женщин, которым сейчас меньше 45-ти, и мужчин, которым сейчас меньше 50-ти, не получит миллион рублей. То есть, из кармана каждого гражданина, относящегося к этим категориям, вынимают по миллиону рублей. Мало того, сейчас половина всех безработных, по данным Татьяны Голиковой, — это молодые люди в возрасте до 35 лет. А как только старшее поколение перестанут отпускать на пенсию, молодежи будет еще сложнее трудоустроиться. И кстати, по официальным данным, сейчас в этот самом «будущем» предпенсионном возрасте работают только 29% граждан. Смогут ли остальные трудоустроиться, получить работу – большой вопрос. Многие из них наверняка останутся и без работы, и без пенсии. Поэтому закон о повышении пенсионного возраста – это закон против всех, а закон о моратории на повышение пенсионного возраста — это закон за всех. И если бы в апреле наряду с голосованием по поправкам к Конституции у граждан спросили, нужно ли повышать пенсионный возраст, я уверен, 80-90% граждан поддержали бы нашу позицию.
Безусловно, опасность дальнейшего повышения пенсионного возраста существует. Во-первых, поэтапное его повышение уже происходит. А во-вторых, весьма вероятно, что начнут повышать пенсионный возраст работникам силовых структур, которым сохранили прежний возраст. И если следовать этой логике, то после 2028 года понадобится еще больше повысить пенсионный возраст. Поэтому, такая опасность существует.»