Руководитель образовательной организации – это прежде всего педагог и только потом менеджер

20 февраля, в Международный день социальной справедливости, Госдума приняла в третьем чтении федеральный закон, который наделяет руководителей общеобразовательных организаций и их заместителей правами педагогических работников. 

Законопроект касается: 

а) заработной платы; 

б) пенсионного стажа; 

в) коммунальных льгот для сельских учителей. 

В советское время никому не приходило в голову, что директор школы или завуч – это не педагоги. В последнее время эта тема стала актуальной, так как целому ряду руководителей было отказано в тех или иных социальных гарантиях, которые педагогам положены. 

Ситуация в общем образовании резко отличается от той, которая сложилась в вузах: например, если ректор получает зарплату в несколько раз больше профессорской, то некоторые директора дошкольных учреждений получают меньше воспитателя. 

Похожие ситуации бывают в школах: если у педагога большая нагрузка, высокая категория, большой стаж, директор может получать меньше учителя. 

И это неправильно. Например, мой отец, директор школы, получал 350 рублей, а моя мама, учитель с большим стажем, с нагрузкой 22–23 часа в неделю, имела зарплату 250 рублей. Считаю, это нормальное соотношение. 

При этом директору школы никто не мешал вести его 12 часов, чтобы он не дисквалифицировался как педагог. 

Все думские фракции поддержали законопроект. В своем выступлении я привел два аргумента в его защиту. 

Во-первых, руководители образовательных организаций, помимо управленческих, выполняют педагогические функции, поэтому их заработная плата и социальные гарантии уж точно не должны быть ниже, чем у его подчиненных. 

Во-вторых, у нас уже лет 10–15 идут дискуссии о том, кто такой руководитель образовательной организации – менеджер или педагог? 

В моду вошла так называемая «менеджеризация». 

Как-то у меня состоялась дискуссия в радиоэфире с одним продвинутым директором московской школы, а в конце передачи позвонил слушатель, занятый в сфере большого бизнеса, и сказал: «Мне не верится, что это говорил директор школы. Мне кажется, это мой коммерческий директор, потому что в его лексиконе преобладают слова “деньги” и “услуги”. А где дети?» 

Законопроект принят, и это правильно, и теперь главное, чтобы социальные гарантии для руководителей и для педагогов были достойными и соответствовали их важной общественной миссии. 

Убежден, что принятый закон имеет идеологическое значение, поскольку он подчеркивает: любой руководитель образовательной организации – это прежде всего педагог и только потом менеджер.