Гегель утверждал, что история повторяется. Маркс добавлял, что один раз в виде трагедии, во второй раз в виде фарса.
В 2008 году российские власти, включая Алексея Кудрина, утверждали, что мировой кризис Россию не коснется, поскольку мы «тихая гавань». Через несколько месяцев кризис случился и у нас. Позже выяснилось, что он был самым глубоким среди стран Большой двадцатки. Тогда и возникло грустное четверостишие:
«Куда как чуден создан свет!
Капец уж близится,
А кризиса все нет».
Сегодня Антон Силуанов заявил, что слово «кризис» к российской реальности он бы не применял.
Однако теперь уже другие экономисты, включая Алексея Кудрина, предсказывают падение российской экономики: оптимисты на 5%, пессимисты на 8%, реалисты молчат, поскольку сейчас точно никто ничего определить не может.
Люди в стране жалуются, что им нечего есть. Например, в Южной Осетии многие выходят на митинги и протесты, требуя отказаться от самоизоляции. А наши финансовые власти, видимо, живут в другой стране, и говорят, что кризиса у нас нет.
Однако заявление Антона Силуанова имеет в себе важный смысл. Если у нас нет кризиса, то и не надо активно помогать людям и распечатывать Фонд национального благосостояния.
Я согласен, что деньги с вертолета разбрасывать не надо. Не думаю, что мы должны всем раздать по 25 тысяч рублей: от нищей многодетной семьи до высоких начальников, депутатов и олигархов. Хотя мы с большой вероятностью можем увидеть ситуацию, при которой будут национализированы расходы и риски этих олигархов, но для них будет приватизирована прибыль нашего государства.
Но очевидно, что процентов 70-80% нашего населения в поддержке нуждается. Если этого не сделать, то бедствия людей станут больше, а кризис глубже.