Патриотическое воспитание: хоть бы не навредить.

Президент Владимир Путин внес в Государственную думу законопроект, который вносит изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Об этом сообщается на сайте нижней палаты парламента.

Законопроект предлагает добавить в определение воспитания детей «формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию». Эта формулировка взята из поправок в Конституцию, вынесенных на голосование. Проблема в том, что сами поправки еще не приняты и не вступили в силу.

В документе предлагается сделать воспитание составной частью образовательных программ. В частности, в них включат «рабочую программу воспитания» и «календарный план воспитательной работы».

«Принятие федерального закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Поскольку эта инициатива исходит от президента, то закон будет принят наверняка. Большинство Государственной думы однозначно проголосует «за». Но для левой оппозиции возникает дилемма.

С одной стороны, мы многократно говорили о необходимости воспитания патриотизма и голосовать «против», когда эта идея будет реализована – мягко говоря, странно. С другой стороны, содержание законопроекта не соответствует его целям и задачам.

Это содержание состоит в том, что в рамках образовательной программы задача воспитания должна выделяться отдельно. Хотя это существует и сейчас, только называется личностными компетенциями. Учителям придется писать длинные планы воспитательной работы, а позже по ним учить своих учеников. Не думаю, что это действительно улучшит ситуацию с патриотизмом.

Действительное патриотическое воспитание должно выходить из следующих положений:

Патриотизм является естественным состоянием нормального гражданина с младенческой поры. Не зря есть строки в одном знаменитом произведении: «С той песни, что пела нам мать…»

Патриотизм взрослого человека – прямая реакция на отношение к нему государства. Государство должно ценить своих граждан, а граждане в ответ проявляет свою поддержку.

Нельзя механически отделять воспитание от обучения. Еще в советский период говорили о воспитывающем обучении. Педагог воспитывает ученика не нотациями и специальными мероприятиями, а своей личностью и всем стилем своей работы.

Помню, как в 7 классе учительница литературы читала нам стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино». И на строках –

«Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!»-  ее голос задрожал.  

Я не знаю, какие задачи были записаны в поурочном плане, но я помню это до сих пор. Это и есть патриотическое воспитание. Мы будем пытаться избавить этот законопроект от мертвящего бюрократизма, что из этого выйдет  — покажет время.