Руководители госструктур от своих организаций отправляют собственных детей учиться в престижные вузы без конкурса

Руководители госструктур от своих организаций отправляют собственных детей учиться в престижные вузы без конкурса, — утверждается в совместном расследовании «Новой газеты», студенческого журнала DOXA и сайта «Важные истории». Как выяснили авторы материала, чиновники пользуются так называемым целевым набором. Его суть заключается в том, что государственная структура, заинтересованная в специалистах, может послать абитуриента на учебу, предоставить ему стипендию, жилье, чтобы после выпуска специалист вернулся в это ведомство как минимум на 3 года. Журналисты проверили приказы о зачислении в крупнейшие российские вузы и обнаружили более сотни подтвержденных случаев, когда родственники госслужащих поступили на учебу целевым образом.

Один из сыновей управляющего делами президента Александра Колпакова поступил по целевому набору на лечебное дело в Первый Московский медицинский университет имени Сеченова. Управделами и отправило его туда на учебу. По конкурсу он не проходил – ему не хватало 50 баллов. Год обучения на факультете стоит 350 тысяч рублей. В пресс-службе Управделами сообщили, что Колпаков-младший окончил вуз с отличием и теперь работает врачом.

Судебный департамент при Верховном суде России стал заказчиком обучения на юридическом факультете МГУ сына бывшего советника главы государства Сергея Дубика, которого называли давним соратником экс-президента и премьера Дмитрия Медведева. «Новая газета» отмечает, что это редкое исключение, поскольку юноша имел достаточно баллов, чтобы поступить на общих основаниях. Обучение на юрфаке стоит 385 тысяч рублей в год.

Там же учился и сын первого заместителя военного прокурора, главы Союза следственных работников Александра Мокрицкого. Но ему для поступления не хватало 49 баллов. За него платила Генпрокуратура.

В Нижегородский государственный университет, где обучение относительно не дорого – 100 тысяч в год — отправился по целевому набору от МЧС сын уже снятого к этому моменту с должности руководителя одного из департаментов ведомства Андрея Третьякова. Для поступления на бюджет молодой человек, которого интересовала прикладная информатика, не добрал более чем 40 баллов.

Согласно постановлению правительства, по многим специальностям от 10% до 30% всех бюджетных мест в российских вузах достаются целевикам. Есть также специальности, куда берут исключительно по целевому набору.

Напомним, что в августе 2018 года был принят законопроект, который заменил целевой набор на целевое обучение. Реально этот закон вступил в силу только в 2019 году, т.е. исследование в основном относится к периоду до этого момента. Целевое обучение отличается от набора тем, что:

— договор со студентом на учебу в вузе может быть заключен не только до начала, но и на любом курсе;

— заключающая договор о целевом обучении организация обычно предлагает студенту некие дополнительные программы и меры поддержки;

— заключается трехсторонний договор между студентом, вузом и работодателем, который заказывает целевое обучение. Согласно договору студент обязывается отработать определенное количество времени в определенном месте и если он этого не делает, то возвращает целиком стоимость обучения в вузе.

Как видно, большинство историй, которые рассказала «Новая газета», должны быть исключены в будущем в результате перехода от целевого приема к обучению. Но стоит пристально следить за ситуацией.

Что же касается государственных служащих, которые учили своих детей, не набравших нужные баллы, за бюджетные деньги, то это вопрос этики. У большинства чиновников достаточно денег, чтобы платить за обучение своих детей. Если же этого не делают, а устраивают на целевой набор без соблюдения положенных условий, то это вопрос к их соответствию для занимаемой должности.