В последние годы всё чаще в СМИ появляются новости про молодых людей, которые оскверняют могилы, разрушают памятники и т.д. Например, 3 декабря подростки забросали снегом Вечный огонь в центре Саратова. Это произошло у памятника Борцам революции 1917 года на Театральной площади. А 10 декабря несколько ребят от 10 до 14 лет потушили Вечный огонь в пригороде Санкт-Петербурга, они забросали монумент снегом.
Откуда возникает это явление? Если верить социологам, примерно половина российских детей, начиная с основной школы, не читают книг. Многие не знают, о чём этот Вечный огонь. Самое главное, что мало знать. Надо ещё и прочувствовать. А в нашей стране, к сожалению, с 90-х годов стали злоупотреблять компетентностным подходом, забывая о воспитании души. Дети перестали сопереживать и сочувствовать судьбам других людей.
Моя любимая учительница говорила, что литература — не учебный предмет, а воспитание души. Но, готовя детей к ЕГЭ, в основном заставляют их изучать художественные особенности, которые применили поэты в тех или иных строках, но вовсе не учить чувствовать литературу, которая должна быть прикладной философией жизни.
Я уже не говорю о том, что и в СМИ у нас достаточно мало уделяется внимания воспитанию чувств, с моей точки зрения, в угоду рейтингам. Это общая проблема воспитания. Нельзя отдельно посмотреть, почему не ценят, не понимают, что такое Вечный огонь. Нужно в целом смотреть на духовную, душевную составляющую молодых ребят. Причём сразу хочу сказать, не они виноваты, не дети плохие, а эта ситуация отражает морально-нравственные проблемы внутри нашего общества. Нужно признать, что сегодня так организована система образования и информации. И, на мой взгляд, это задача общая для родителей, для школ и для СМИ.
Я неоднократно предлагал ввести в школах обязательный экзамен по литературе — только не в формате ЕГЭ, а в виде сочинения или классического устного экзамена. Это может дать стимул, чтобы ребята начинали читать книги. Это не решит всех проблем, но сделает шаг в сторону очеловечивания образования и воспитания.