V.8. Дети — наше наказание? Бездетная страна не может быть великой

В повести братьев Стругацких «Далекая
радуга» описана ситуация глобальной катастрофы на далекой планете. Невольно
вызвав эту катастрофу не просчитанными до конца экспериментами, ученые — руководители
планеты должны принять тяжелое решение: что или кого именно спасти на единственном
космическом корабле. Кто-то пытается погрузить на него результаты уникальных
научных экспериментов, повторить которые уже никому не удастся; кто-то — бесценные
произведения искусства; кто-то — любимую женщину. Но решение властей неумолимо
и поддержано большинством: «грузом» корабля должны стать исключительно дети,
ибо будущее — только в них.

Думаю, если бы эта воображаемая ситуация,
не дай Бог, повторилась в современной России, космический корабль был бы заполнен
«олигархами» вместе с их миллиардами, а о детях бы подумали в последнюю или
предпоследнюю очередь. Действительно, как уже говорилось в первом разделе, в
последние 10 лет мы получили так называемый «русский крест», когда резкое падение
рождаемости сопровождается столь же резким ростом смертности. Правительство
же и верное ему большинство Третьей Думы продолжает прилагать усилия к тому,
чтобы Россия не была «снята с креста» как можно дольше. Вот лишь некоторые факты:

  • 22 из 24 миллионов российских
    семей с детьми имеют доход на человека ниже официально установленного прожиточного
    минимума;
  • если бы в России был установлен
    прожиточный минимум для ребенка до 1 года, он оказался бы выше, чем для работающего
    взрослого. Дороже всего в России родиться и умереть;
  • детское пособие в стране составляет
    70 рублей (3,7 % от прогнозируемой величины прожиточного минимума в 2003 г.
    В 1999 году оно составляло 6,4 %, в 2001 г. — 5 % прожиточного минимума),
    т.е. чуть более 2 рублей на советские деньги или долларов США. При этом в
    принятой Правительством «Концепции демографического развития Российской Федерации
    на период до 2015 года» (Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2002 г. №
    1270-р) именно повышение детских пособий объявлено приоритетным направлением
    в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи! Это очередной пример
    тройного стандарта действующей власти: говорит одно, делает — другое, а что
    думает — вообще не известно;
  • новый Трудовой кодекс ухудшил
    положение работающих женщин с детьми по сравнению с предыдущим Кодексом законов
    о труде;
  • в результате сокращения и отмены
    социальных налоговых льгот цены на детские товары, включая детское питание,
    растут быстрее, чем повышается средний уровень цен по стране;
  • несмотря на усилия социально ориентированных
    депутатов Госдумы, уже 4 года не удается вернуть женщинам украденный пенсионный
    стаж, связанный с уходом за детьми;
  • три года назад Президент объявил
    демографическую проблему самой главной для страны, однако с тех пор население
    России сократилось на 2,5 млн. человек;
  • в России установлено пять видов
    детских пособий на общую сумму 30 млрд. рублей — около 1 % федерального бюджета.
    В странах европейского Союза установлено 9 только общеобязательных (универсальных)
    пособий, а во Франции — 28 видов. Кто больше заботится о детях, совершенно
    очевидно;
  • финансирование программы «Дети-инвалиды»
    в бюджете 2003 года сокращено на 100 млн. рублей, хотя сам бюджет вырос примерно
    на 20 %.

Поскольку о законодательной работе
Третьей Думы в отношении интересов детей и о моем участии в этой работе неоднократно
говорилось в предыдущих разделах, остановлюсь лишь на нескольких проблемах.

1. Детские пособия

Разработчиком Федерального Закона
“О пособиях гражданам, имеющим детей” быть не пришлось. Однако, во-первых, в
свое время я активно помогал прохождению закона через Совет Федерации; во-вторых,
работая с Правительством, приложил немало усилий к тому, чтобы Закон исполнялся;
в-третьих, участвовал в законодательных инициативах, направленных на дополнительную
поддержку детей из малообеспеченных семей.

Во времена Второй Думы Правительство,
как могло, сопротивлялось исполнению закона о детских пособиях: предлагало законодательно
уменьшить возраст, до которого пособия должны предоставляться, сократить пособия
по беременности и родам, а главное, отказывалось пособия выплачивать. К чести
Второй Думы, этих антисоциальных законов она не пропустила.

В Третьей Думе усилиями, прежде всего,
Комитета по делам женщин, семьи и молодежи при активной поддержке депутатов
левой, патриотической и социальной ориентации удалось добиться следующих результатов.

Во-первых, перевод финансирования
детских пособий на федеральный бюджет. В результате с 2001 года пособия, хотя
бы и на нищенском уровне, стали выплачиваться, а задолженность по ним, которую
имели 80 из 89 субъектов Российской Федерации, сократилась с 33 до 12 млрд.
рублей, т.е. почти в 3 раза. Ценой, которую Правительство потребовало за федеральное
финансирование детских пособий, стал отказ в них семьям с душевым доходом выше
официально установленного прожиточного минимума. Поскольку свыше 90 % российских
семей с детьми принадлежат к бедным, они от закона, скорее, выиграли. Но есть
и пострадавшие, которые обращаются ко мне как депутату Госдумы. Считаю, что
детские пособия должны быть не только увеличены во много раз (например, до половины
прожиточного минимума ребенка), но и выплачивать их следует семьям с душевым
доходом в полтора, а лучше в два прожиточных минимума на человека. Такие поправки
к закону мною вносились и поддерживались, начиная со Второй Думы.

Во-вторых, увеличение с 1 января
2002 г. размеров четырех видов пособий. Единовременное пособие при рождении
ребенка увеличено втрое — с 1500 до 4500 рублей; ежемесячное пособие на период
отпуска по уходу за ребенком до полутора лет в 2,5 раза — с 200 до 500 рублей;
пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия
– в 3 раза; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности — в 3 раза.

Увы, главное достижение Третьей Думы
в области детских пособий оказалось под угрозой. Президент внес в Парламент
законопроект, согласно которому финансирование детских пособий с федерального
бюджета предлагается вновь перевести на бюджеты региональные. После такого «возвращения»,
с высокой вероятностью, детские пособия снова будут выплачиваться «через пень
— колоду», а непогашенные долги по ним вновь начнут расти.

2. «Детские» федеральные целевые
программы

В настоящее время в состав программы
«Дети России» входит 10 федеральных целевых программ. Совместно с Комитетом
по делам женщин, семьи и молодежи нашему Комитету по образованию и науке практически
ежегодно удавалось добиваться увеличения их финансирования. Так, финансирование
программы “Дети России” за 2001-2002 гг. увеличилось по сравнению с правительственными
предложениями почти на 70 %, т.е. на 1,3 млрд. рублей (с 2,6 до 3,9 млрд.).
Как уже отмечалось, в бюджете 2002 года программу “Дети-сироты” мы сумели увеличить
в 10 раз, а программу “Одаренные дети” — даже в 75! Хорошо помню мои споры на
Бюджетном комитете с заместителем Министра финансов Т. Голиковой, которая пыталась
доказать, что обе эти программы полностью выполнены и не нуждаются в дополнительном
финансировании – как будто в России уже не осталось сирот или одаренных детей!
К счастью, Бюджетный Комитет мне тогда удалось убедить в нашей правоте.

В федеральном бюджете 2003 года вместо
10 “детских” целевых программ предполагается финансировать 5: “Дети-инвалиды”,
“Дети-сироты”, “Одаренные дети”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних” и “Здоровый ребенок”. По сравнению с 2002 годом удалось
добиться увеличения объема финансирования по программе “Дети-сироты” на 14 %,
“Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” — в 4,3 раза,
“Одаренные дети” — в 2 раза, “Здоровый ребенок” — в 2,4 раза (по сравнению с
ранее действовавшей программой “Безопасное материнство”). Пострадавшей осталась
лишь программа “Дети-инвалиды”, которая в текущем году была сокращена на 100
млн. рублей.

В 2001-2002 гг. более полмиллиарда
рублей дополнительно было выделено на строительство “детских” объектов в рамках
Федеральной адресной целевой программы. За счет этих денег строились школы-интернаты
для одаренных детей, детей-сирот и детей из малоимущих семей, детские дома,
реабилитационные центры для детей-инвалидов, перинотальные центры, родильные
дома, школы в районах Крайнего Севера и другие.

3. Другие формы законодательной
поддержки семей с детьми

Еще во Второй Думе нам удалось:

  • ввести для детей, нуждающихся
    в медицинской помощи, бесплатный проезд к месту лечения и обратно;
  • увеличить отпуск по беременности
    и родам в случаях многоплодной беременности в дородовой период с 70 до 84
    дней;
  • принять Федеральный Закон “О дополнительных
    гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
    родителей”, в работе над которым я также принимал участие, в особенности в
    части прав таких детей в области образования. Именно эти права, включая внеконкурсный
    прием в учебные заведения, полное государственное обеспечение, повышение стипендии
    в 1,5 раза и другие, плохо ли, хорошо ли, но исполняются на местах. Что же
    касается трудовых и жилищных прав, в т.ч. права на внеочередное предоставление
    жилья, то в этой части исполнение закона фактически сорвано. Многие сироты,
    получив образование, оказываются выброшенными в чужой и враждебный мир. Некоторые
    из них просто гибнут, а другие частью пополняют армию бедняков, а частью –
    криминальные структуры;
  • принять Федеральный Закон “О льготах
    на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся
    в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”. Над этим законом,
    который инициировала депутат Т. Плетнева, мне пришлось много работать в качестве
    заместителя Председателя Комитета по образованию и науке. Закон устанавливает
    право на 50-процентную скидку со стоимости проезда по России на междугородном
    транспорте к месту назначения и обратно учащимся очно в государственных и
    муниципальных школах, а также государственных ПТУ при условии, что среднедушевой
    доход в семье не выше прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
    В период с 1 октября по 15 мая скидка предоставляется неоднократно, в период
    с 16 мая по 30 сентября — один раз ежегодно. В условиях непрерывного повышения
    цен на билеты Закон призван хоть немного помочь детям из малообеспеченных
    семей увидеть свою страну и отдохнуть летом. К сожалению, Правительство ежегодно
    приостанавливает действие Закона, а все наши попытки воспротивиться этому
    наталкиваются на тупое послушание большинства Государственной Думы.

Среди тех проблем, которыми в Третьей
Думе занимался в личном качестве, в составе Комитета по образованию и науке
или поддерживая Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, отмечу лишь следующие:

  • сохранение финансирования детско-юношеских
    спортивных школ из Фонда социального страхования. Правительство предлагало
    это финансирование прекратить, передав школы на региональные бюджеты. Мы получили
    массу обращений от руководителей школ, от родителей и от профсоюзов. На 2003
    год проблему удалось решить, однако угроза лишь отсрочена: Правительство предполагает
    дальнейшее сокращение бюджета Фонда соцстраха и почти полную передачу регионам
    ответственности за социальную защиту детей, включая детский спорт;
  • летний отдых детей. Даже в Третьей
    Думе почти ежегодно удавалось увеличить его финансирование из федерального
    бюджета и (или) Фонда социального страхования. Так, в 2002 г. общая сумма
    средств из двух источников составляла около 8,5 млрд. рублей, в 2003 – около
    11,5 млрд.;
  • расширение с помощью Закона гарантий
    социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Закон вступил в силу. Он позволяет получить единовременное денежное пособие
    оставшимся без родителей детям – выпускникам ПТУ, техникумов и вузов не только
    в случае трудоустройства, как было прежде, но и в случае призыва в армию,
    ухода в декретный отпуск, обращения в службу занятости и т.п.

Хотя в последнее время представители
Правительства все чаще говорят о положительных изменениях, связанных со снижением
детской смертности и даже повышением рождаемости, в действительности нарастание
проблем опережает скорость их решения. Уверен: пока государство будет экономически
“наказывать” семьи и одиноких женщин, имеющих “безумство храбрых” заводить детей
в условиях полной и окончательной победы реформ над населением, страна рискует
остаться бездетной. А бездетная страна – это страна без будущего. Дети России
могли бы стать нашей объединяющей национальной идеей. Но для этого требуется
другой политический курс и другая власть.