Олег Смолин 1 сентября на торжественном расширенном заседании Учёного совета Московского государственного университета экономики, статистики и информатики поздравил от имени Комитета ГД по образованию и общественного движения «Образование — для всех» студентов и преподавателей с Днём знаний и пожелал «Никогда не уставать учиться и быть всегда благодарными своим педагогам».
В своём выступлении О. Смолин сформулировал 12 предложений, которые можно и нужно реализовать до 2012 года. Эти предложения он назвал «Программа–1212». Она абсолютно реалистична и соответствует возможностям государства. Для её реализации требуется лишь политическая воля.
1. Бюджетная политика. Трёхлетний бюджет (2008-2010 гг.), принятый Госдумой, предполагает увеличение расходов на образование чуть более чем на 20%. Бюджет образования будет расти медленнее, чем бюджет страны в целом. Для сравнения: бюджет образования г. Москвы в 2009 году увеличится на 40%.
Чем быстрее страна намерена модернизироваться, тем большую долю средств на развитие образования необходимо выделять.
2. Налоговая политика. Нет и не может быть оправданий политике, при которой государственный вуз платит налогов больше, чем получает средств из бюджета. А такие ситуации уже не редкость.
Образование должно быть освобождено от налогов, хотя бы по формуле, которую до «монетизации» содержала статья 40 Закона РФ «Об образовании»: все доходы, реинвестируемые в образовательный процесс, включая оплату труда, должны полностью оставаться за образовательным учреждением. Именно так обстоят дела в абсолютном большинстве стран мира.
В настоящее время в рамках Экспертного совета Комитета ГД по образованию по негосударственному сектору образования, куратором которого является Олег Смолин, готовятся поправки в налоговое законодательство.
3. Политика в отношении бюджетных мест. Расширение доступа к высшему образованию – шаг к развитому обществу. В России же, по официальным данным Минобрнауки России, за прошедшие три года бюджетный набор был сокращён на 15% и в текущем году его предполагают уменьшить ещё на 2%.
4. Стипендии. 20 лет назад студенческая стипендия в обычном вузе составляла 80% от прожиточного минимума, а в техническом вузе, особенно по оборонным специальностям, его значительно превышала. Год назад расчётная стипендия составляла от прожиточного минимума 22%, а к началу 2009 года, несмотря на повышение с 900 до 1100 рублей, составит примерно 20%. Очевидно: социальную стипендию необходимо поднимать до прожиточного минимума, а академическую (будем реалистами) – хотя бы до половины прожиточного минимума.
5. Болонский процесс. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действующий до 2009 г., Болонскому процессу не мешал и не мешает, однако исходит из принципа добровольности участия вузов в этом процессе. Новый же закон о т.н. двухуровневом высшем образовании, напротив, предполагает принудительную бакалавризацию всей страны. Необходимо восстановить добровольность Болонского процесса в Российской Федерации.
Смолиным подготовлен законопроект «об отсрочке введения в действия двухуровневого высшего образования», который депутаты планируют рассмотреть в осеннюю сессию.
6. Отсрочки от призыва на военную службу. Новый закон о двухуровневом высшем образовании ситуацию ухудшил. В первом чтении он вообще должен был лишить магистров отсрочки. Во втором чтении удалось добиться лишь следующего: если студент продолжает учиться на магистра в том же вузе, где окончил бакалавриат, он сохраняет отсрочку. Если же, например, бакалавр из Сибири поступает в магистратуру МГУ, он отсрочку теряет.
Необходимо вернуться к вопросу и полностью сохранить отсрочку для магистров.
7. Способы отбора будущих студентов. Дети и родители начинают понимать: если не внести изменений в законодательство, в следующем году огромное число детей не получат аттестатов и не смогут продолжить образование. Поэтому уже 60 тысяч выпускников и их родителей собрали подписи против того, чтобы ЕГЭ был обязательным.
Группа депутатов от фракции КПРФ (И. Мельников, О. Смолин и др.) внесла на рассмотрение в Думу законопроект о добровольности ЕГЭ и исключении из его сферы гуманитарных наук – истории, литературы и обществознания.
8. Технологии. Мы гордимся фундаментальностью отечественного образования, и в этом отношении Россия действительно впереди очень многих государств. Однако по развитию современных компьютерных технологий в образовании наша страна, к сожалению, сильно отстаёт. Это надо признать, чтобы быстрее двигаться вперёд.
Несколько лет назад Франция реализовала программу «Ноутбук – каждому студенту». А сейчас министр образования ставит следующую задачу: иметь 100% контента в электронном виде и обеспечить доступ к нему для каждого студента. Французы убедились: это экономит время обучения и повышает его эффективность. Аналогичная программа нужна и России.
9. Зарплата педагогов. До 2012 г. будут введены лишь стимулирующие надбавки к заработной плате, и только в 2018-2020 гг. правительство намерено достичь такого уровня зарплаты, который должен привлечь молодых специалистов в вузы и обеспечить возрастной состав профессоров на уровне стран Евросоюза. При этом сегодня средний возраст российского доктора наук – 59 лет, кандидата наук – 52 года.
Выступая перед депутатами Госдумы 8 мая 2008 г., В. Путин объявил о подготовке правительством федеральной целевой программы «Научно-педагогические кадры». И если эта программа предполагает более высокий рост социального статуса научно-педагогических работников, естественно, образовательное сообщество будет её приветствовать.
10. Профессиональная пенсионная система. Двенадцать лет назад президент Б. Ельцин обещал профессорам и преподавателям вузов пенсию на уровне 80% от зарплаты по основному месту работы. Между тем, государственные чиновники, в отличие от обычных граждан, получают пенсию на уровне 75% от зарплаты.
Необходимо сделать то же самое для профессоров и преподавателей вузов.
11. Дополнительное образование взрослых. Как известно, современное общество требует постоянного повышения квалификации и освоения новых профессий. В Комитете по образованию и науке Госдумы четвёртого созыва был подготовлен законопроект о внесении изменений в законодательство в части дополнительного образования, который, среди прочего, призван увеличить государственную поддержку граждан и организаций, решающих эту проблему. Законопроект был отправлен на заключение в правительство. Получен ответ: «…представляется необоснованным введение в качестве одной из основ государственной образовательной политики принципа «образование – через всю жизнь».
12. Информационная среда. Необходимо наряду с каналом «Культура» воссоздать в стране образовательный канал на центральном телевидении. Одновременно необходимо стимулировать налоговыми льготами, бюджетными грантами и другими преференциями всех, кто организует на теле- и радиоканалах образовательные программы. Причём поддержка должна быть сопоставима с доходами от рекламы самых рейтинговых передач. И наоборот: чисто развлекательные каналы должны платить налоги в повышенном размере, не говоря уже о полном выведении из дневного эфира передач, оказывающих разрушительное влияние на личность.