Накануне 1 сентября социологи попросили россиян оценить систему образования, действующую в стране, сообщает РБК daily. Более половины граждан убеждены, что на сегодня ни они, ни их дети хорошего образования в России получить не могут, а подавляющее большинство жителей считает, что учёба ребёнка в школе сейчас требует больших затрат, чем это было в то время, когда они сами были учениками.
Недовольство российским образованием граждане высказали и социологической службе ВЦИОМ, и Левада-Центру. 53% россиян заявили Левада-Центру, что на сегодня ни они, ни их дети хорошего образования в России получить не могут, а 43% сообщили, что в принципе не удовлетворены нынешней системой образования в РФ. Четверть граждан (26%) ответила «ни да ни нет» на вопрос, удовлетворены ли они системой образования, и ещё четверть (25%) ответила, что «удовлетворена». При этом почти половина опрошенных (47%) убеждена, что за последний год качество работы системы образования в России не изменилось, и 20% считают, что качество только ухудшилось. Оптимистов мало: лишь 23% полагают, что в образовании улучшения есть.
Материальная сторона вопроса также не вызывает у россиян оптимизма. Подавляющее большинство (85%) заявило ВЦИОМ, что учёба ребёнка в школе сейчас требует больших затрат, чем это было в то время, когда они сами были учениками. И никто из опрошенных не отметил, что траты на школьников уменьшились. ВЦИОМ выяснил, что у россиян на покупку одежды и обуви школьнику к учебному году уходит 4220 руб. в среднем по стране. В основном россияне тратят деньги на покупку школьных принадлежностей (96% опрошенных) и приобретение одежды и обуви к школе (89%).
Член комитета Госдумы по образованию Иван Мельников считает, что в недовольстве россиян системой образования ничего удивительного нет, поскольку «при Фурсенко все либеральные шедевры реформирования сорвались с цепи». Как заявил эксперт РБК daily, самую плохую службу имиджу образования сослужил опыт внедрения ЕГЭ. Напомним, последние результаты единого госэкзамена ознаменовались скандалами с лишением медалей выпускников школ и судами против насильственного внедрения ЕГЭ, а опросы показали, что подавляющее большинство россиян ЕГЭ категорически не приемлет.
Причем, по данным эксперта, в 2007 году доля образования в расходах федерального бюджета составляла чуть более 5%, в скорректированном бюджете на 2008 год — 4,79%. В следующем году планируется снижение до 4,65%, а в 2010-м — уже 4,53%. «В математике это называется монотонно убывающая функция, — отмечает Мельников. — Вот и доступное образование у нас также монотонно, к сожалению, убывает».
На протяжении 18 лет защитником всего того лучшего, что было в советской школе, выступает депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин. Он является автором законопроекта, категорически не принимаемого думцами, — о добровольности ЕГЭ. Вокруг него и созданного по его инициативе общественного движения «Образование — для всех» объединились неравнодушные и бесстрашные учителя, преподаватели вузов, учёные, студенты, профсоюзные активисты.
О разброде и шатании в образовательной политике «партии власти» Олег Николаевич подробно написал в одной из глав Отчёта о работе Четвёртой Государственной Думы. О четырёх ударах, которые ожидают российское образование в наступающем учебном году, он говорил в недавнем выступлении по омскому радио.