27 мая — Всероссийский день библиотек


27 мая — Всероссийский день библиотек

Взрослые справедливо сетуют: современные дети почти не читают книг. Но они обращались бы к ним ещё реже, если бы не школьные библиотекари — люди, безусловно, в хорошем смысле слова «одержимые» любимой работой. При этом, российские библиотекари влачат нищенское существование, а о равнодушии федеральной власти к этой категории наших граждан свидетельствует её ответ на письмо в «высокие кабинеты» карельских библиотекарей.

Москва, Охотный ряд, д. 1., Государственная Дума, Грызлову Б.В.

Копия: Москва, Охотный ряд, д. 1, Государственная Дума, Лаховой Е.Ф.

Копия: Москва, Государственная Дума, Пивненко В.Н.

Копия: Москва, Малый Черкасский переулок, д. 13, офис 437, Русская школьная библиотечная ассоциация.

Копия: Ворошило Е.М., депутату Законодательного собрания

от школьных библиотекарей Медвежьегорского района Республики Карелия

10 ноября 2007 года мы послали в Ваш адрес своё обращение, однако ответа до сих пор не получили. Нас продолжает беспокоить наше незащищённое положение. В письмах полученных от Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Министерства образования Карелии, Управления гос. службы занятости населения РК, Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», от начальника отдела образования г. Медвежьегорска мы не увидели конкретных ответов на поставленные нами вопросы. Эти ответы, по сути дела, являются отписками. В них много противоречий. Ни один документ не определил однозначно статус школьного библиотекаря. С 1 января 2008 года с некоторых школьных библиотекарей уже сняли надбавку за выслугу лет, мотивируя это тем, что ни в районном, ни в школьном бюджете на это денег нет. Тем самым значительно ухудшилось материальное положение этих библиотекарей. Мы считаем, что это произошло потому, что нет защищённой статьи о доплатах и надбавках школьным библиотекарям.

Мы убедительно просим рассмотреть наши вопросы и решить законодательно, учитывая наши пожелания:

  • Усилить роль государственной поддержки школьных библиотек в части централизованного обеспечения компьютерными лицензионными программами и доступом в Интернет, комплектования классической, справочной литературой и периодическими изданиями. В том числе, предусмотреть возможность подписки библиотечных методических изданий для повышения квалификации работников библиотек, с учётом того, что библиотекари не получают дотацию на приобретение методической литературы, предусмотренную для учителей.
  • Предусмотреть в смете расходов местного бюджета, школ защищённые статьи на доплаты и надбавки стимулирующего характера (за работу, не входящую в круг основных обязанностей школьного библиотекаря, в частности, за работу с учебниками), на оплату за выслугу лет, на комплектование художественно-познавательного фонда, отдельно от учебного.
  • В связи с увеличением нагрузки по внедрению в библиотеках НИТ, работе с учебниками разработать общероссийские типовые нормативы по нагрузке школьного библиотекаря в соответствии с «Межотраслевыми нормами времени на работы, выполняемые в библиотеках» (утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 03.02.1997. № 6).
  • На основе выработанных нормативов предусмотреть увеличение в штатном расписании количества библиотечных работников или при обоснованном превышении норматива на одного библиотечного работника предусмотреть надбавки и доплаты за увеличение объёма работ, компенсировать издержки за вредные условия труда (библиотечная пыль, превышение нормы работы на компьютере свыше 4-х часов).
  • Повысить статус библиотечных работников школьных библиотек введением в перечень должностей Минобразования должность «библиотекарь-педагог» как в европейских образовательных структурах, в связи с образовательно-воспитательной составляющей должности в соответствии с «Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения».
  • Разработать санитарные нормы и правила, а также требования к технике безопасности для школьных библиотек.

От имени всех библиотекарей района: Фетюлина Е.Н, Зиновенко Л.П., Комарова Е.М., Никифорова И.В., Эслингер С.А.

Л.П. Зиновенко

Медвежьегорск, Республика Карелия

Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования (Минобрнауки России) рассмотрел обращение работников школьных библиотек Республики Карелия относительно государственной поддержки библиотек общеобразовательных учреждений и повышения статуса школьных библиотекарей, направленное в Государственную Думу Федерального Совета Российской Федерации, и информирует в рамках своей компетенции.

Вопросы развития школьных библиотек, как неотъемлемой части образовательного процесса, являются важными и актуальными.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году завершено подключение 100% общеобразовательных учреждений Российской Федерации к сети Интернет.

Одновременно реализуется проект по созданию единого центрального хранилища — Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Кроме того, Минобрнауки России совместно с Национальным фондом подготовки кадров осуществляет работу по формированию и содержательному наполнению Единой коллекции электронных образовательных ресурсов, в настоящее время насчитывающей более 40 тысяч электронных образовательных ресурсов различной тематики, которые доступны всем образовательным учреждениям, подключенным к сети Интернет.

Основная идея создания ФЦИОР — отбор и каталогизация информации, представляющей интерес не только для профессиональной педагогической среды, работников библиотек образовательных учреждений, учащихся, но и всех заинтересованных лиц.

Относительно оплаты труда библиотечных работников Департамент отмечает, что, учитывая отсутствие у библиотеки образовательного учреждения статуса юридического лица, работники школьных библиотек являются работниками общеобразовательного учреждения.

В соответствии с п. 6.1. ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции субъекта Российской Федерации отнесено финансирование расходов посредством выделения субвенций местным бюджетам на оплату труда работников общеобразовательных учреждений в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Установление надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования согласно статье 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» находится в ведении образовательного учреждения. В связи с этим, образовательное учреждение вправе самостоятельно при наличии финансовых возможностей устанавливать любые доплаты и надбавки (в том числе и за работу с библиотечным фондом учебников).

Необходимо подчеркнуть, что решению вопроса повышения социального статуса библиотечных работников будет способствовать новая система оплаты труда в образовании, которая уже внедряется в ряде регионов.

Заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ В.А. Русаков

Л.П. Зиновенко

Медвежьегорск, Республика Карелия

Уважаемые коллеги!

Министерство образования Республики Карелия рассмотрело Ваше обращение и сообщает следующее.

Должность библиотекаря предусмотрена тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников культуры Российской Федерации, согласованными постановлением Минтруда России от 01.02.1995 № 8, и применяемыми до утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Деятельность библиотек образовательных учреждений регламентируется с учётом положений Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле».

В соответствии с Федеральным законом от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» библиотечное дело относится к одной из областей культурной деятельности.

При поступлении на работу в государственное учреждение культуры период работы в организациях, независимо от форм собственности по специальности в сфере культуры (в том числе работа школьного библиотекаря) засчитывается в стаж работы, дающий право на надбавку за выслугу лет.

И.о. Министра А.С. Кармазин

Л.П. Зиновенко

Медвежьегорск, Республика Карелия

Управление учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» рассмотрело Ваше обращение о статусе школьного библиотекаря и сообщает.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона № 78-ФЗ от 29 декабря 1994 г. (с изменениями от 22 августа 2004 года) «О библиотечном деле» принципы федеральной политики в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда, а также установление гарантий и льгот для работников библиотек определяют федеральные органы исполнительной власти.

На основании Федерального закона «О библиотечном деле» (ст. 4, п. 2, подпункт 4) школьная библиотека относится к категории библиотек учреждений.

Таким образом, все библиотеки муниципальных школ — не юридические лица, работодателями для заведующих библиотеками и библиотекарей являются школы в лице своих директоров.

Школьная библиотека — структурное подразделение образовательного учреждения. В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об образовании» к компетенции образовательных учреждений относится подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации.

Оплата труда библиотекарей (в том числе состоящих в штате образовательных учреждений) производится в соответствии с постановлением Минтруда России от 1 февраля 1905 года № 8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации» в диапазоне 6-11 разрядов Единой тарифной сетки.

Установление конкретного разряда оплаты труда библиотекарям образовательных учреждений зависит от того, наименование какой должности (ведущий библиотекарь, библиотекарь 1 категории, библиотекарь 2 категории или библиотекарь) предусмотрено в штатном расписании учреждения.

Работник, принимаемый на должность библиотекаря, аттестуется на занятие им этой должности.

Действующим в настоящее время в Российской Федерации законодательством доплата за работу с библиотечным фондом школьных учебников не установлена.

Одновременно сообщаем, что согласно ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», установление различных доплат и надбавок в пределах средств, выделяемых на оплату труда работников образовательного учреждения, относится к компетенции данного образовательного учреждения. В связи с этим образовательное учреждение вправе самостоятельно при наличии финансовых возможностей устанавливать любые доплаты и надбавки (в том числе и за работу с библиотечным фондом школьных учебников).

Школьные библиотекари не включены в список должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Дополнительно сообщаем, что перспективы развития школьных библиотек в системе российского школьного образования обсуждались участниками I съезда школьных библиотекарей России и «круглого стола», проводившегося в рамках Международного фестиваля «БИБЛИОбраз 2007». Была признана насущная необходимость кардинальных преобразований в области библиотечного дела, разработаны и направлены предложения в адрес Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации.

Заместитель начальника Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» С.И. Демидова

Как говорится, комментарии излишни.

temp_anons:
Взрослые справедливо сетуют: современные дети почти не читают книг. Но они обращались бы к ним ещё реже, если бы не школьные библиотекари — люди, безусловно, в хорошем смысле слова «одержимые» любимой работой. При этом, российские библиотекари влачат нищенское существование, а о равнодушии федеральной власти к этой категории наших граждан свидетельствует её ответ на письмо в «высокие кабинеты» карельских библиотекарей.