17 октября 2006 года в Москве открылся 4-й съезд Всероссийского общества инвалидов. Выступление Олега Смолина (почётного члена ВОИ) вызвало интерес и поддержку делегатов форума.
В своём обращении к собравшимся он, в частности, сказал:
«Как известно, на рубеже XXI века в Правительстве и среди депутатов «партии власти» в III Думе возобладало представление о том, что все должны платить одинаковые налоги. Вряд ли нужно повторять, что это абсурд с точки зрения не только социальной справедливости, но и практики развитых стран, где некоммерческий сектор по закону пользуется налоговыми льготами. Но факт остается фактом: вследствие правительственных поправок в Налоговый кодекс, в стране были потеряны многие десятки тысяч рабочих мест для инвалидов. Только на предприятиях Всероссийского Общества Инвалидов потери составили 30 тысяч. Во Всероссийском Обществе Слепых осталось примерно 17 тысяч работающих, тогда как в советский период было около 52 тысяч. Потери рабочих мест в других организациях, в том числе региональных, подсчету не поддаются.
С конца 2003 г. ситуация стала меняться к лучшему, и нам удалось, в частности:
- сохранить льготу по налогу на имущество для общероссийских общественных организаций инвалидов, созданных ими учреждений, а также предприятий, использующих труд инвалидов, со стопроцентным уставным капиталом этих организаций;
- ввести льготы по Земельному налогу для перечисленных выше организаций, предприятий и учреждений;
- сохранить в редакции 2001 года и даже немного расширить за счет создания необлагаемого налогом резервного фонда льготу по налогу на прибыль. В 2004 г. Правительство в очередной раз фактически пыталось ее ликвидировать, смешивая показатели доли инвалидов в общественной организации и процента инвалидов на предприятиях, использующих их труд;
- освободить инвалидов от подоходного налога с сумм, которые общественные организации инвалидов выплачивают на их лечение и медицинское обслуживание;
- увеличить в два раза – с 600 до 1200 руб. – налоговый вычет (необлагаемая часть дохода) для каждого родителя (опекуна, попечителя) ребенка-инвалида, а также обучающегося по очной форме обучения, являющегося инвалидом I и II группы.
За эти решения, позволившие сохранить оставшуюся часть рабочих мест для инвалидов, они должны быть благодарны не только своим руководителям, поднимавшим этот вопрос перед Президентом, не только депутатам от политической оппозиции, но и ряду депутатов от «партии власти». Особо стоит отметить позицию по этому вопросу Председателя подкомитета по налоговому законодательству Комитета Госдумы по бюджету и налогам Н. Бурыкиной, которая имела мужество отстаивать интересы людей с ограниченными возможностями здоровья в спорах с представителями Правительства.
В советское время общественные организации инвалидов не просто содержали себя и собственные учреждения, но и ежегодно перечисляли деньги в бюджет России. Теперь, когда их материальная база подорвана, государство должно взять на себя заботу о реабилитации инвалидов. Поэтому при принятии бюджета на каждый следующий год с подачи Всероссийских общественных организаций стремлюсь увеличить финансирование таких учреждений.
Так, в бюджете 2005 г. удалось дополнительно предусмотреть:
- 22 млн. руб. для Центра реабилитации инвалидов войны в Афганистане им. Лиходея;
- 5 млн. руб. для Центра реабилитации инвалидов по зрению в Волоколамске (с филиалом в Бийске);
- 5 млн. руб. для республиканской школы восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников.
В бюджете 2006 г. дополнительно на те же цели выделено, соответственно, 50, 13 и 5,3 млн. руб.
По федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов» удалось получить на оборудование специализированных санаториев Всероссийского общества слепых:
- в 2004 г. – 20,8 млн. руб.;
- в 2005 г. – 12,7 млн. руб.
В 2004 г. в этих санаториях отдохнуло 1850 инвалидов, а за девять месяцев 2005 г. – уже 3850. Эти результаты было бы невозможно получить без поддержки Председателя думского Комитета по труду и социальной политике А. Исаева.
В 2004 г., когда принимался «погромный» закон о «монетизации», сохранить в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» строку об информационном обеспечении инвалидов по зрению удалось буквально чудом. Если когда-нибудь доживу до времени сочинения мемуаров, расскажу об этом подробнее. Сейчас же отмечу: с помощью многочисленных запросов в Правительство, визитов к министрам, начальникам Агентств и их замам на цели информационной реабилитации инвалидов по зрению удалось добиться в бюджетах: 2004 г. – 72,5 млн. руб., 2005 г. – 73,8 млн. , 2006 г. — 105 млн. руб. В расчете на каждого из 150 тысяч читателей специальных библиотек это, конечно, много меньше, чем в Европе. Однако без информации инвалиды по зрению не останутся.
В отличие от общественных организаций, социальная поддержка самих инвалидов в последние годы в целом практически не увеличилась, а по некоторым направлениям прямо упала. Напомню, что в результате «монетизации»:
- в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» ликвидированы положения о государственной поддержке создания рабочих мест для инвалидов, о признании инвалида безработным и оказании ему помощи в поиске работы, исключены транспортные льготы для инвалидов, льготы по оплате радио и телефонной связи и т. п.;
- резко ухудшились условия квотирования рабочих мести для инвалидов. Если прежде такие рабочие места должны были создавать предприятия с числом работников не менее 30, то теперь – не менее 100. Только московские инвалиды потеряли на этом сотни миллионов руб. и многие тысячи рабочих мест;
- более того, сокращая поддержку реабилитации инвалидов, федеральная власть мешает заниматься этим властям в регионах. В связи с изменением статьи 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», прокуратура во многих республиках и областях опротестовывает решения властей, направленные на поддержку инвалидов, а финансовые органы отказываются их исполнять. Все попытки регионов вернуть себе права по социальной защите инвалидов до октября 2005 г. неизменно проваливались едино-лдпровским большинством в Госдуме. Так, за один из таких законов, 16 сентября 2005 г. думские фракции проголосовали:
КПРФ: 94%;
«Родина» («Народная воля»): 89%;
«Родина»: 45,5%;
«Единая Россия»: за – 0,3% (1 депутат);
ЛДПР: 0%.
В тех редких случаях, когда закон «о монетизации» принес инвалидам пользу, каждая «чашка меда» сопровождается ложечкой «дегтя». Например, в рамках «социального пакета» значительно увеличилось число инвалидов, получивших санаторные путевки. Однако, во-первых, это путевки почти исключительно в осенне-зимний период, а во-вторых, из-за низкой оплаты санаториям одного курортного дня многим инвалидам приходится доплачивать за необходимые для них процедуры, которые в официальную цену не уложились.
Невольно вспоминается бюрократ Иван Иванович из сказки Эдуарда Успенского про чебурашку: он принципиально все делал наполовину: давал половину нужных кирпичей; полмашины, чтобы их довезти; если гвозди, то гнутые и т. п. Похоже, эпохи и общественной системы меняются, а бюрократия бессмертна!
Аналогичная ситуация возникла с федеральным перечнем реабилитационных средств и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно. Этот перечень оказался урезанным до нелепости. Так, для инвалидов по зрению в нем были предусмотрены трость, брайлевская книга, брайлевский прибор для письма и собака-проводник. Три из четырех перечисленных средств реабилитации те же, что использовались в позапрошлом веке. В результате моих многочисленных запросов Премьер-министру, министру здравоохранения и социального развития, а также походов к правительственным чиновникам получено согласие расширить перечень, включив в него, в частности, устройства для воспроизведения говорящей книги, без которых современная жизнь инвалидов по зрению невозможна.
Как уже не раз говорил и писал, одним из коренных пороков закона «о монетизации» (кстати, к этой самой монетизации не имеющих никакого отношения) является замена уровня социальной поддержки в зависимости от группы инвалидности уровнем такой поддержки в зависимости от степени утраты трудоспособности. Эта замена открывает дорогу произволу, ибо группы инвалидности четко связаны с медицинскими показаниями, а степень утраты общей трудоспособности точно определить невозможно. Неслучайно экс-министр труда А. Починок говорил, что полностью нетрудоспособен только труп.
За прошедший год на пленарных заседаниях Госдумы, запросами в Правительство и всеми другими способами этот вопрос поднимал многократно. Вернуть в закон прежнюю систему пока не удалось, но количество злоупотреблений после нескольких бесед с М. Зурабовым и специальных встреч в Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию, видимо, заметно сократилось. По крайней мере, об этом говорят данные из регионов. Законопроект об отказе от степеней трудоспособности и в пользу групп инвалидности внесен и ждет своей очереди. В Думе, согласно кулуарной информации из Комитета по труду и социальной политике, есть предварительная договоренность с Правительством о том, что группы инвалидности будут восстановлены там, где речь идет о социальной защите, но в пенсионном законодательстве останутся степени утраты трудоспособности».