25 мая 2005 г. на IV российском философском конгрессе член-корреспондент Российской Академии образования, доктор философских наук Олег Смолин выступил с докладом «Философские основания стратегии модернизации России: роль образования и науки».
По мнению автора доклада, явными или неявными философскими основаниями современной образовательной политики российской власти выступают: радикальный экономический материализм (в том числе в форме монетаризма); идеология революционного разрушения прежней системы, включая ее образовательные и научные институты; концепция «догоняющей конвергенции». Однако действительными философскими основаниями модернизации России могут быть лишь: образовательный детерминизм как продолжение и развитие детерминизма социально-экономического; идеология эволюционных изменений в управлении образованием и наукой как основа «революции знаний»; концепция опережающего развития.
На конгрессе доклад вызвал живую дискуссию. Значительное число слушателей выразили желание присоединиться к общественному движению «Образование для всех!».