На самом деле ещё в принятом в третьем чтении Водном кодексе РФ содержалась поправка О. Смолина и А. Грешневикова о том, что границы бассейна озера Байкал проходят по хребтам близлежащих гор.
Эта поправка исключала возможность прокладки нефтепровода в 800 метрах от Байкала – решение, которое привело впоследствии к массовым митингам протеста по всей стране. Неожиданно в нарушение Конституции и собственного регламента, вместо того, чтобы отправить Закон в Совет Федерации, Государственная Дума вернулась к уже принятому в третьем чтении Водному кодексу РФ и отменила его, пересмотрев сразу несколько поправок. В том числе, в угоду «Транснефти» и ассоциированным с ней высокопоставленным чиновникам, была отменена и поправка Смолина – Грешневикова. После прошедших в стране акций протеста, группа депутатов, включая Олега Николаевича, обратилась к президенту с предложением не подписывать закон. Дальнейший сценарий событий всем уже хорошо известен: «Если есть хоть малейшая опасность загрязнения Байкала, думая о будущих поколениях, мы должны сделать все, чтобы ее не минимизировать, а исключить. Это означает, что линия нефтепровода (ВСТО) должна пройти севернее водозабора озера Байкал», — заявил президент России на совещании в Томске.
Теперь трубопровод должен пройти не ближе 40 км от Байкала. Однако официальный представитель «Гринпис» Михаил Крейндлин заявил в интервью Би-би-си, что борьба еще не закончена. Не исключают этого и депутаты.