Депутат Российского парламента и преподаватель Омского государственного педагогического университета Олег Смолин, несмотря на то, что имеет почти все возможные степени и звания (доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования), продолжает активно заниматься наукой.
В настоящее время под его руководством небольшой научно-исследовательский коллектив завершает работу по гранту Российского гуманитарного научного фонда № 05-03-03487а «Федеральное законодательство как фактор образовательной политики в современной России», готовя рукопись книги с тем же названием.
Главный результат выполненной работы – рукопись монографии, в которой излагаются итоги комплексного исследования теории и практики федерального законодательства как фактора образовательной политики России конца XX – начала XXI веков. В книге рассматриваются философские основания стратегии модернизации России на базе опережающего развития образования и науки, предлагается периодизация постсоветской истории России и эволюции образовательной политики исполнительной власти; анализируются законодательные основания и правовые аспекты федеральной образовательной политики 90-х годов ХХ столетия; обосновывается авторская типология образовательного законодательства; исследуются российские образовательные реформы в международном измерении; доказывается необходимость законодательного утверждения российской национальной доктрины образования как квинтэссенции образовательной политики и ключевого направления образовательного законодательства.
Ученые на основе анализа отечественного и мирового опыта показывают, что сегодня, как никогда, образование играет особую роль в преодолении социально-экономического и духовно-культурного кризисов. Они приходят к выводам: правовые механизмы воздействия на образовательную политику определяются экономическими, институциональными, макрополитическими и нравственно-идеологическими факторами.
Открывая книгу, публикация которой планируется в следующем году, читатель прочтет: «Вопрос о том, может ли философское исследование иметь прикладное значение, и, если да, каково соотношение его фундаментальных и прикладных аспектов, остается предметом старых, как мир, споров о сущности философии и ее общественном предназначении. Нисколько не отрицая значения познания — ради познания, мудрости – ради мудрости, культуры – ради культуры, хотел бы обсудить с читателем некоторые философские проблемы, представляющие практический интерес для граждан страны вообще, образовательного и научного сообщества – в особенности».