14 марта Олег Николаевич Смолин выступил на заседании Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России. Он говорил коротко и исключительно на языке фактов.
Пока все более или менее успешно, но менее успешно, чем хотелось бы, занимаются удвоением ВВП, весь мир, по крайней мере, так называемый цивилизованный мир, измеряет успехи страны уровнем развития человеческого потенциала. Напомню Вам, что согласно международным докладам в 1992 году, в страшном кризисном 1992 году, мы занимали 34-е место по развитию человеческого потенциала, в 1999 году после дефолта 1998 года — 55-е место, на 21 место упали. Затем в стране начался экономический рост, но согласно тем же докладам, в 2005 году мы занимаем 65-е место по развитию человеческого потенциала — на 10 мест упали за время экономического роста. Впереди нас Ливийская Арабская Джамахирия, кто не понял, повторю Арабская Джамахирия. Человеческий потенциал складывается из трех основных показателей: долголетие, благосостояние, образование.
Долголетие. Данные за 2005 год, озвученные Михаилом Зурабовым в Госдуме : женщины — 91-е место в мире, мужчины — 136-е место в мире. По данным Госкомстата, ожидаемая продолжительность жизни женщин в 2005 году 72 года, в 2006 — 70 лет. Мужчины. 2005 год — 58 лет, 2006 год — 56 лет. Если эта тенденция сохранится, через какое-то время мы останемся без членов профсоюза.
Благосостояние. Данные правительства — менее 15% бедных. Данные доклада ООН, опубликованные в нашей печати, — 53%. Если в конце советского периода появились первые статистические данные сравнительные, по разным оценкам, 19-32 места, то сейчас по уровню жизни, по разным оценкам, — 65-102 места в мире.
Что касается агрегированных показателей качества жизни, различные данные, от 105 до 145 места в мире. Наконец, так называемый индекс счастья этим летом измеряли социологи, то есть социальное самочувствие человека, Россия заняла 167-е место в мире. Между прочим, по индексу экономической свободы после всей дебюрократизации мы оказались 120-ми. А вот по уровню коррупции, за последние три года, с 90 переместились на 127-е. Это по международным оценкам.
Что касается образования. Ситуация лучше. Мы были когда-то в тройке наиболее передовых стран мира, сейчас мы в третьем десятке, если верить измерениям объединенного комплекса, так называемого PISA, ситуация лучше, хотя значительно хуже, чем была.
Для меня совершенно очевидно, если в стране экономический рост, если у нее огромное количество нефти и газа, долларов, а ситуация с человеческим потенциалом такая, как описанная выше, то это значит, что экономика повернута к человеку не лицом, а, извините, совершенно другим местом.
Теперь о проблемах, связанных с законодательством. Хочу доложить Генсовету, что как член депутатской группы «Солидарность», я четко выполняю все наказы профсоюзов, по крайней мере стараюсь это делать. А иногда проявляю собственную инициативу. Приведу только три примера. В цифрах это выглядит так: Закон о монетизации — 296 поправок, 29 принятых. Жилищный кодекс — 270 поправок, 129 принятых, к сожалению, только всякая мелочевка. Закон об автономных учреждениях, против которого активно выступали профсоюзы, каждая 3- я поправка из 450-ти депутатов, извините, моя. К каждому бюджету пару десятков поправок мы обязательно даем и пытаемся их голосовать в Государственной Думе. Приведу только три коротких примера.
Первый. Михаил Викторович Шмаков, спасибо, направил нам очень важное письмо, когда обсуждали бюджет 2007 года, увеличить минимальную заработную плату поэтапно до прожиточного минимума, а график был выстроен: 1 января 2007 г. — 2 тыс., 1 июля 2007 г. — 2800, 1 января 2008 г. — 3500 и далее до прожиточного минимума. Посчитали, приблизительно цена вопроса около 300 млрд. руб. на 2007 год — пятая часть дополнительных доходов бюджета 2007 года. Выношу поправку на голосование, призываю членов группы «Солидарность» голосовать за поправку. Надо объяснять, какие фракции голосовали, а какие нет? Или и так понятно? Надо? Пожалуйста. Компартия Российской Федерации — около 98%, «Народная воля» — 92%, «Родина» — 51%, я могу ошибаться, я не взял с собой результаты. «Единая Россия» и ЛДПР — по нолям.
Далее, второй пример. Недавно вношу Закон по порядку возмещения вреда здоровью. На самом деле люди, получившие трудовое увечье или профессиональное заболевание, поставлены в более тяжелые условия, чем пенсионеры, потому что индексируется их возмещение вреда здоровью намного хуже, чем пенсии. Тем не менее этот законопроект проваливается в Государственной Думе примерно при том же раскладе голосов депутатских фракций.
Но и, наконец, пожалуй, последний пример, что касается послезавтрашнего Закона о повышении минимальной заработной платы. Понятно, что за Закон надо голосовать, тем не менее, ясно, что закон не столько о зарплате, сколько о налогах. Да, поскольку речь идет об увеличении собираемости налогов, а не о повышении заработной платы. Понятно, что Закон предусматривает низкий уровень повышения заработной платы в бюджетной сфере. Я долго добивался на заседании Государственной Думы ответа на вопрос, какой будет ставка первого разряда Единой тарифной сетки, так и не добился. Понятно, что рост заработной платы в бюджетной сфере, как и рост пенсий, значительно выше официальной инфляции, но значительно ниже так называемой социальной инфляции. Хотите примеры, пожалуйста. По официальным данным думского Комитета по труду и социальной политике, отношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера в 2004 году составил 116%, 2005 году — 124% (после того, как люди вышли на улицы, действительно увеличили значительно базовую часть трудовой пенсии, если мне память не изменяет на 44%). Средняя пенсия за 2006 год составила 99% от прожиточного минимума пенсионера. В 2007 году — если все будет так, как ожидается, рост 15%, то соответственно к концу года, прогноз нашего думского социального комитета, сам не считал, на чужие данные ссылаюсь, 103,5%. То есть по сравнению с 2005 годом в реальных деньгах на 21% меньше.
Что касается заработной платы, ситуация лучше, но если считать по официальной инфляции. Привожу пример, 2006 год — прошлый, официальная инфляция 9%, Институт экономики Российской академии наук, Гринберг, дает цифру 25%-30% социальной инфляции (по росту цен на товары первой необходимости). Рост заработной платы 26%, по крайней мере, по федеральным организациям, по бюджетным организациям. Это означает, что заработная плата по сравнению с социальной инфляцией практически не растет.
Не буду вносить много предложений, вношу только одно предложение. Я получил письмо от Федерации омских профсоюзов. Содержание письма здесь уже озвучивалось — не допустить отрыва ставки 1-ого разряда ЕТС от « минималки» и не включать в минимальную заработную плату выплаты, стимулирующего и компенсационного характера. Еще до того, как получил письмо, внес поправки в Комитет по труду и социальной политике, в пятницу будем голосовать.
Коллеги, уверяю вас, если бы Генсовет, каждая федерация обратилась к своим депутатам с требованием — проголосуйте за такие-то поправки, в противном случае вы утратите наше политическое доверие. Честное слово, мы могли бы получить другие результаты голосования.
В заключение, хочу сказать только одно. Есть известная формула: дай Бог нам мужества совершить то, что возможно, дай Бог нам терпения перенести то, что невозможно изменить, и дай Бог нам разума отличить одно от другого. Я думаю, что сейчас благоприятное время для того, чтобы проявить мужество.