14 июня 2007 г. Олег Смолин принял участие в программе Первого канала «Судите сами» (ведущий – Максим Шевченко), темой которой стал единый государственный экзамен. Сторонниками ЕГЭ выступали: В. Болотов (Рособрнадзор), Л. Якобсон (проректор Высшей школы экономики), И. Фёдоров (ректор «бауманки»), В. Иванова (депутат Госдумы). Со стороны противников ЕГЭ, помимо О. Смолина, были: В. Третьяков (журналист), В. Васильев (ректор технического университета Санкт-Петербурга).
Выступление Олега Николаевича сводилось к следующему: ещё в середине 90-х годов даже Мировой банк признавал, что уровень естественно-научного и математического образования в России выше, чем в большинстве стран Евросоюза. Недавно социологи провели опрос по сравнительной грамотности в области естественных наук и оказалось, что мы даже несколько уступаем странам Евросоюза. Причём, за счёт молодого поколения. 28% опрошенных граждан России заявили, что Солнце – это спутник Земли. Ещё больше считает, что радиоактивность можно ликвидировать, если прогреть радиоактивную воду. В связи с этим, О. Смолин задал вопрос В. Болотову: не те ли это выпускники, кто участвовал в эксперименте по ЕГЭ? На что Виктор Болотов ответил, что с помощью социологии, по его мнению, уровень образования выявить невозможно. Но это, мягко говоря, спорно.
Вторая реплика О. Смолина относилась к известной истории с утечкой информации накануне ЕГЭ в Ленинградской области. В. Болотов, в очередной раз, утверждал, что мальчик каким-то образом добрался до секретных контрольно-измерительных материалов, сам их прорешал и выставил в интернет. Олег Николаевич выразил по этому поводу крайнее удивление. Дело в том, что, во-первых, для того, чтобы решить 15 вариантов ЕГЭ по русскому языку, требуется, самое меньшее, 22 часа работы, т. е. у подготовленного человека на одно решение уходит, примерно, 1,5 часа. Конечно можно представить, что мальчик 3 дня самостоятельно решал эти задания, а затем выставлял их в интернет, но это довольно смешно, — сказал Смолин. Во-вторых, контрольно-измерительные материалы (кимы) ЕГЭ попадают в пункты приёма за 2 часа до начала экзамена, в органы местного самоуправления – накануне вечером, в органы власти субъектов федерации – за неделю. Спрашивается, где выпускник украл эти материалы, и как он успел выполнить работы? Поэтому версия В. Болотова похожа на фантазию. По мнению О. Смолина реальны три варианта утечки информации:
- В органе власти субъекта РФ, причём, не обязательно Ленинградской области.
- При напечатании материалов ЕГЭ, которые печатались не в Федеральном центре тестирования, а в московской и питерской типографиях.
- Возможно существует преступная группа, которая занимается похищением результатов и их перепродажей. Мальчик заявил, что купил эти материалы за 14 тыс. рублей. Если представить, что 10 тысяч детей смогли купить эти материалы, то, умножив на 14 тысяч, получим вполне приличный бизнес.
Третье выступление Олега Николаевича стало прямым обращением к молодёжи, участвующей в ток-шоу. Он сказал, что подготовил законопроект с двумя ключевыми позициями и спросил, поддерживают ли они:
— право ребёнка свободно выбирать форму школьного выпускного экзамена в виде ЕГЭ или традиционной формы;
— исключить из ЕГЭ историю, литературу и обществознание.
Оба предложения вызвали бурные аплодисменты.
В итоге, передачу противники ЕГЭ выиграли, но с минимальным счётом (52% на 48%), что несколько меньше, чем на недавнем шоу на ТВЦ.