Если подросток бросил школу…


Если подросток бросил школу…

Проблема обучения детей, бросивших школу, и не желающих или не имеющих возможности учиться, стала в нашей стране острейшей. Публикуем статистическую справку, подготовленную Комиссией общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, членом которой является и Олег Смолин.

Сколько детей и подростков не учится и сколько стоит их обучить: статистическая справка

По статистике, основанной на отчётах органов управления образованием, численность детей и подростков, не обучающихся в образовательных учреждениях, в 2006 году составляла 24259 человек, причём эта величина неуклонно снижается (темп снижения – примерно 8-8,5% в год). Отсюда следует, что за последние четыре года численность таких детей и подростков сократилась на 40%, тогда как общее снижение численности детей в стране за этот же период не превышает 20%. Можно ли верить этим цифрам? По переписи населения 2002 года у нас в стране 7,5 млн. чел. в возрасте 15-17 лет. Из них имеют только начальное образование 600 тысяч человек и около 40 тысяч не имеют даже начального образования. Это составляет 8,5% от численности подростков этой возрастной группы.

В то же время, если рассчитать валовой коэффициент охвата детей начальным и основным общим образованием (ступени обязательного образования) исходя из данных демографической статистики и статистики образования (отношение численности учащихся 1-9 классов общеобразовательных учреждений к численности детей в возрасте 7-15 лет), то получим 93.3% в 2005 г. против 91.1% в 1995-м. При этом на второй ступени основного общего образования (отношение численности учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений к численности детей в возрасте 11-15 лет) обучалось 88.7% детей (1995 г. — 97.8%). Как видим, тенденция противоположна: доля детей и подростков, охваченных программами основного общего образования, не увеличивается, а сокращается. Если исключить из расчёта тех, кто продолжает обучение в ПТУ и техникумах, то абсолютная численность ребят, находящихся вне сферы образования, составляет примерно 1,2 млн. чел. Сюда включаются дети из неблагополучных семей и оставшиеся без надзора мигранты, инвалиды, обучение которых в нынешней системе не возможно, а также другие категории подростков не обучающихся в школе и выпадающих из поля зрения местных органов образования. С этими цифрами нельзя не считаться.

Попробуем оценить – сколько может стоить вовлечение таких подростков в образование. По численности эта группа сопоставима с численностью выпускников 11 класса всех школ России. Это означает, что и стоимость их обучения должна быть сопоставима. Однако следует учесть, что вовлечение таких ребят в образование требует больших затрат – для них оказались неэффективными массовые педагогические технологии, школа не справилась с их обучением, им требуется большее внимание для освоения программ и не только со стороны учителей, но и педагогов-психологов, социальных педагогов. Для них должны быть разработаны новые педагогические технологии. Во многих странах, таких как Голландия, Израиль, Чехия и др., введён специальный повышающий коэффициент при расчёте нормативов для обучения детей из неблагополучных семей. Величина коэффициента колеблется в пределах от 1,3 (Чехия) до 1,8 (Голландия). Это означает, что как минимум в 1,5-2 раза должна быть выше стоимость обучения одного подростка, который бросил школу и не хочет учиться.

У нас есть резервы – сегодня численность педагогов, а также педагогов-психологов и социальных педагогов выше нормативной на 12-15%; обеспеченность сетями учреждений тоже выше потребности. Идёт процесс информатизации образовательных учреждений, создаются ресурсные центры, базовые школы и т. д. Однако требуется разработка новых специальных образовательных программ, масштабное повышение квалификации учителей и социальных педагогов, их ориентация на работу с незамотивированными на учёбу ребятами. Такие расходы отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации – они формируют субвенции на зарплату учителям и учебные расходы. Эти средства должны быть увеличены, как минимум, на 20%, чтобы обеспечить вовлечение подростков в образование. Общий объём необходимых средств оценивается в 30-40 млрд. руб.

Анализ Комиссии общественной палаты

по вопросам интеллектуального потенциала нации

(анализ предоставлен пресс-центром Комиссии)

temp_anons:
Проблема обучения детей, бросивших школу, и не желающих или не имеющих возможности учиться, стала в нашей стране острейшей. Публикуем статистическую справку, подготовленную Комиссией общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, членом которой является и Олег Смолин.