Вслед за встречей (именуемой на западный манер саммитом) глав государств — членов СНГ, 9 октября в Душанбе началось заседание Комиссии по науке и образованию Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств.
На заседание прибыли председатель Комиссии В.А. Богуслаев, представляющий Украину и «Партию регионов»; Председатель Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации РФ В.Е. Шудегов; Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы России по образованию и науке О.Н. Смолин; представители других государств СНГ. В повестке дня 12 вопросов.
Среди тех, которые уже обсуждены, выделяются три.
1. Модельный закон о регулировании научной деятельности.
По предложению О. Смолина, в этот закон будут включены нормы, аналогичные рекомендациям Европейского Союза: поднять уровень финансирования науки из всех источников до 3% от валового внутреннего продукта (ВВП). В настоящее время в России финансирование науки составляет менее 1,5% от ВВП из всех источников финансирования, а если говорить о федеральном бюджете, то из него наука получает чуть более 0,3% от ВВП. По оценкам экспертов, этот показатель значительно ниже предельно допустимого для национальной безопасности страны.
Другое предложение О. Смолина, которое было принято, – рекомендовать странам-участницам СНГ поддерживать науку и инновационную деятельность с помощью налоговых льгот, как это делается во всём мире. К сожалению, в России ситуация другая: науку пытаются обкладывать налогами по полной программе и частично компенсировать их из федерального бюджета. Вряд ли есть смысл «гонять» деньги туда и обратно, тем более, что «обратно» их приходит намного меньше.
2. Модельный закон о статусе учёного.
Большинство участников обсуждения сошлись во мнении, что статус учёного в советский период в странах СНГ был значительно выше, чем сейчас. И действительно, самую высокую заработную плату в СССР получал даже не Генеральный секретарь ЦК КПСС, а Президент Академии наук. Большинство выступавших высказали предложение: записать в закон конкретные рекомендации по уровню заработной платы в науке, а также по другим позициям, связанным с социальными гарантиями для учёных, включая пенсионное обеспечение, возможность обеспечения современными техническими средствами и т. д.
К сожалению, сейчас в большинстве стран бывшего СССР учёный превратился в человека, для которого главная проблема – поиск источников заработка. Вместе с тем, как правильно сказал Резерфорд, служить одновременно Богу и Мамоне невозможно, т. е. невозможно одновременно служить науке и думать о зарабатывании денег. На то, чтобы учёному не приходилось думать о зарабатывании средств и направлен модельный закон о статусе научного работника.
3. Модельный закон о государственном регулировании учебного книгоиздания.
Ключевой вопрос, который стал предметом дискуссии, – освещение нашей общей (советской и постсоветской) истории в соответствующих учебниках. Большинство участников говорило о том, что процесс этот страдает необъективностью. Принято решение о проведении специальной конференции с участием институтов истории национальных академий наук. Большинство сошлось на том, что главы государств и главы правительств СНГ должны дать рекомендации своим министрам образования: обеспечить объективное и более менее однотипное освещение советской и постсоветской истории в учебниках по гуманитарным дисциплинам. Хотя парламентарии прекрасно понимают, что рекомендации – это хорошо, но конъюнктурная политика, как правило, довлеет над научной истиной.
В планах работы Комиссии посещение Славянского университета, учреждённого совместно Россией и Таджикистаном, поездка в музей истории и культуры страны.