Недавно Госдума приняла закон об уровнях высшего образования. С. Овчинников из Твери спрашивает: «Не понимаю, зачем все эти новшества? Говорят, что студенты теперь будут учиться 4 года, да и количество бюджетных мест сократят». Отвечает Олег Смолин:
«Я тоже не понимаю. Если сегодня вуз сам выбирает программу обучения, то в будущем это будет делать правительство. К тому же сегодня студент может после бакалавра (4 года обучения) стать специалистом (5 лет), а после — магистром (6 лет). По новому закону — если ты стал специалистом, то им и останешься (в вузах с квалификацией специалиста будет отсутствовать магистр).
В тех же вузах, где будет связка «бакалавр — магистр», не все смогут стать магистрами. Будет введён конкурсный отбор. Да и бесплатных мест на курсах магистров будет меньше. Прослеживается явное желание правительства сэкономить на студентах: пусть большинство получает образование как попало, а полноценное — только за деньги. В стране выстроится элитарная система высшего образования. И если сейчас на бюджетные деньги учится порядка 40% студентов, то в ближайшие годы их число может сильно сократиться». (газета «Аргументы и факты»).
Между тем, парламентский обозреватель газеты «Советская Россия» Галина Платова отмечает: «… этот вызвавший неприятие у всех здравомыслящих депутатов, вузовской и педагогической общественности закон для главы думского комитета по образованию и науке «единоросса» Николая Булаева всего лишь правила некой «игры»… С какой целью она затеяна и кто в ней остаётся в выигрыше — Булаев не уточнял.
Депутат Олег Смолин (фракция КПРФ) уверен, что от таких «правил игры» потеряет вся страна, упадёт уровень образованности общества, сократится научный потенциал страны, которую наводнят бакалавры-недоучки. В то время, когда Запад заинтересованно изучает советскую систему образования, чтобы перенять из неё лучшее, российские реформаторы копируют худшие зарубежные образцы и насаждают их у нас с диким упорством. Например, Булаев рассказал, что закон широко обсуждался в течение двух с половиной лет и в Общественной палате, и Российским союзом ректоров. Но он же не рискнул процитировать, как профессорско-преподавательские круги оценивали этот закон, и не признался, как нагибали, вынуждали вузовскую общественность вступать в никчёмную «игру». И ради чего? Ради его величества «рынка», который не терпит избытка умных, высокообразованных людей». Продолжение статьи.
Фрагмент стенограммы заседания Госдумы по данному вопросу.