По крайней мере на это хочется надеяться. В четверг на заседании комитета по образованию Госдумы депутаты обсуждали возможные поправки к принятому в прошлом году закону «О едином государственном экзамене». С инициативой этого законопроекта выступили заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин и председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
Уже на этапе принятия этого Закона Олег Смолин высказывался за свободу выбора для школьников: сдавать экзамены в форме тестов или в традиционной форме. Что касается таких гуманитарных предметов, как история, литература и обществознание, то здесь образовательное сообщество было практически едино во мнении — эти предметы должны быть исключены из системы тестирования. Тогда, 19 января 2007 года, доказывая абсурдность и вредность такой реформы в образовании, Олег Николаевич говорил:
— ЕГЭ логично встроен в американскую систему образования, в меньшей степени – в европейские. Они имеют главной целью формирование человека потребительского общества. Потребитель, как и старшеклассник, сдающий ЕГЭ, должен правильно выбрать один товар из нескольких предлагаемых. Но в России нет потребительского общества. Месячная заработная плата в стране примерно такая же в рублях, как за рубежом – в долларах или в евро.
Отечественная система образования будет утрачивать те конкурентные преимущества, которые когда-то у неё существовали, если серьёзную школу, основанную на знаниях, ориентированную на рассуждения, развитие мышления и творческих способностей ребёнка, заменять тестовой системой, которая сводится к угадыванию с вероятностью 25 процентов одного ответа из четырёх.
«Единая Россия» и ЛДПР, по велению сверху, тогда не поддержали поправку депутата от оппозиции и проголосовали за закон, который вскоре получил самые нелестные характеристики. Его называли «троянским конём для современного российского образования», «пятой колонной», «игрой «кто хочет стать миллионером»», «интеллектуальной монетизацией», которая движется к «приватизации наших мозгов», «свиньёй под российское образование в год свиньи» и т.д.
«Система ЕГЭ деформирует главные критерии образовательного процесса в школе. Вместо того, чтобы развивать личность учащегося, новая оценочная система заставляет учителей просто натаскивать школьника на различных тестированиях, которые в большинстве своём далеки от совершенства», – заявил Смолин «Газете.ру».
«Я много общаюсь на тему ЕГЭ с различными представителями образовательного сообщества, – говорит Олег Николаевич. – Так вот, большинство из них ратует за возвращение к такой форме тестирования литературы, как сочинение. Ну скажите, как можно изучать этот предмет, когда вместо того чтобы читать и проникаться стихами великих поэтов, школьников будут бессмысленно натаскивать, какие приёмы использовал тот или иной поэт при написании своих стихотворений? Я не думаю, что, к примеру, тот же Есенин думал об этом, когда писал свои шедевры. Мы считаем, что сводить изучение такого предмета, как литература, философия или история к подобным вещам просто немыслимо».
Однако, понимая выгодность ЕГЭ для такой категории выпускников, как школьники из отдалённых городов и сел, авторы поправок не предлагают запретить эту систему оценки знаний, а просто сделать её добровольной.
«Не раз говорил: ЕГЭ имеет свои плюсы, но в современном виде принесёт вреда несравненно больше, чем пользы. Если с помощью этой «угадайки» мы будем пытаться превратить Россию в «поле чудес», рано или поздно она обязательно станет «страной дураков», — пишет Олег Смолин в книге — отчёте о работе в IV Государственной Думе.
Итоги нынешнего голосования таковы: за законопроект проголосовали 4 депутата из КПРФ, против – депутаты «Единой России», которых подавляющее большинство (315 человек в Государственной Думе).
Смолин пообещал вернуться к рассмотрению возможных поправок к закону о ЕГЭ после того, как получит заключения ведущих образовательных учреждений страны. «Мы надеемся, что образовательное сообщество примет более внятную позицию по этому вопросу», — заключил Олег Смолин в интервью Газете.ру.