Денежные выплаты инвалиду должны определяться не по ограничению способности к трудовой деятельности, а по группе инвалидности, полагает Олег Смолин. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части социальной защиты инвалидов» внесён им теперь уже в пятую Госдуму при поддержке депутатов Александра Ломакина-Румянцева, Ивана Мельникова и Михаила Терентьева.
Такой критерий, как ограничение способности к трудовой деятельности (ОСТД), способствует росту числа инвалидов, их социальной пассивности, иждивенчества и негативного отношения к государственной власти. Депутаты полагают, что именно группа инвалидности должна стать основным показателем при определении размеров пенсий, других мер социальной поддержки, включая ежемесячные денежные выплаты, предоставлении технических и иных средств (услуг) реабилитации. (В Думе прошлого созыва Олег Смолин неоднократно поднимал этот вопрос).
Поправками в закон «О трудовых пенсиях в РФ» предлагается III степень ОСТД заменить на I группу, II степень приравнивается ко II группе, I степень соответствует III группе инвалидности.
Законопроектом закрепляется, что размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от группы инвалидности устанавливается в следующих суммах: при I группе — 1800 руб. в месяц; при II группе — 900 руб. в месяц; при III группе — 450 руб. в месяц.
Также поправками устанавливается порядок перерасчёта размера базовой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности в связи с изменением группы инвалидности. При установлении более высокой группы инвалидности — со дня вынесения органом Государственной службы медико-социальной экспертизы соответствующего решения, а при установлении более низкой группы инвалидности — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.
Кроме того поправками оговорено, что «в случаях пропуска лицом срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой органом Государственной службы медико-социальной экспертизы, и установления указанным органом инвалидности за прошлое время, выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) по инвалидности возобновляется со дня, с которого соответствующее лицо вновь признано инвалидом, независимо от срока, прошедшего после приостановления выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии). Если при переосвидетельствовании установлена другая группа инвалидности (выше или ниже), то выплата этой пенсии (части трудовой пенсии) возобновляется за указанное время по прежней группе инвалидности».
Поправками «О социальной защите инвалидов в РФ» предлагается ежемесячную денежную выплату установить инвалидам I группы в размере 1400 руб.; инвалидам II группы, детям-инвалидам — 1 000 руб.; инвалидам III группы — 800 руб.
Также согласно поправкам в закон «О государственной социальной помощи» при предоставлении социальных услуг инвалиды I группы и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путёвки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Авторы законопроекта утверждают, что практика двухлетней реализации существующих норм, касающихся определения инвалидности и связанных с этим денежных выплат инвалидам, показала несостоятельность введённых изменений.
Количество инвалидов за этот период не только не уменьшилось, но и значительно возросло: с 11,5 млн. в 2004 году до 13,5 млн. в 2006 году.
До 2005 г. инвалидность определялась через оценку состояния здоровья человека посредством совокупности многих критериев. С 1 января 2005 г. все денежные выплаты инвалиду стали определяться по одному единственному критерию — ограничению способности к трудовой деятельности (ОСТД). По мнению авторов законопроекта, особенно цинично и бесчеловечно то, что медико-социальная экспертиза, субъективно, «на глазок», определяя степень утраты способности к трудовой деятельности и реально определяя объём государственных денежных выплат, как и все другие органы власти, не гарантирует инвалиду трудоустройства с адекватным получением дохода.
Авторы законопроекта отмечают, что, по данным региональных отчётов, полученных Всероссийским обществом инвалидов(ВОИ), средняя зарплата в 2005 г. одного работающего инвалида составила 1900 руб. Сопоставление денежных потерь инвалидов от снижения ОСТД показывает, что средняя зарплата одного работающего инвалида практически сравнима с этой цифрой (1900 и 1495 рублей). При этом необходимо иметь в виду, что работающий инвалид несёт не только физические затраты, но и дополнительные финансовые затраты в связи с осуществлением трудовой деятельности.
Именно в силу экономической нецелесообразности инвалиды даже тогда, когда имеются рабочие места, на сегодняшний день не заинтересованы в трудовой деятельности, — заявляют авторы документа. Поэтому, можно понять тот панический страх, который они испытывают перед комиссией МСЭ, которая может лишить их гарантированного куска хлеба, и по существу обречь на голодную смерть.
По материалам ИА REGNUM