C интересным опытом познакомился Олег Смолин в британской столице. «В Британии стремятся учить всех детей, ни на кого не наклеивая ярлык необучаемого. Презумпция обучаемости, о которой мне приходилось неоднократно говорить, в том числе недавно на заседании правительства Москвы при обсуждении подпрограммы по работе с детьми-инвалидами, в Британии реализована».
«Мы видели там детей, которых буквально приходилось даже в школе кормить из ложечки, поскольку таковы ограничения двигательной активности. Но там всех пытаются учить. У нас самих накоплен уникальный опыт в части образования слепоглухих детей. Когда-то они считались необучаемыми, а теперь я дружу со слепоглухим доктором психологических наук Александром Васильевичем Суворовым. Его опыт и, прежде всего опыт Соколянского, Мещерякова, Ильенкова, доказал, что понятие необучаемости безнадёжно устарело.
Британская система образования отличается от нашей. Если мы привыкли к тому, что школа – это модель передачи знаний, воспитания, то там школа – модель отношений. То есть школа должна смоделировать условия, в которых в обществе потом придётся жить этому ребёнку. Я общался с ребятами из России, которые там учатся. Они говорят, что конечно конфликты в школе есть, бывают ребята – изгои, которых за что-то не любят, но это не связано ни с состоянием их здоровья, ни с расовой или национальной принадлежностью.
Конечно успеваемость разная. Но со здоровыми детьми учатся и дети с синдромом Дауна. Мы видели девушку с этим заболеванием, которая живёт отдельно от родителей, которая работает, пытается писать стихи. Всё то, что возможно в ней развить, в ней развито. У нас в России ни одного такого примера нет. Она уже окончила школу, ей 25 лет и её, чему могли, научили. Оценка знаний таких детей, хотя они и учатся со здоровыми, иная. Они получают документ, в котором отмечено, на каком уровне они освоили предметы. Но этот документ позволяет им получить работу и адаптироваться в жизни.
Что касается детей с нарушениями зрения или слуха, то наш опыт специальных образовательных учреждений в какой-то части тоже может быть весьма полезен. Например, в Британии среди детей с нарушениями зрения среднюю школу заканчивает 95%, затем между школой и университетом есть ещё колледж (2 года), все они поступают в колледж, но в вузы попадают 20%-30%. Не исключаю, что у нас, благодаря системе специальных школ, льготам при поступлении в вуз, статистика выше. В Британии подобных льгот нет.
Концепция законопроекта, которую мы пытаемся отстаивать в Государственной Думе, простая. Мы хотим дать возможность развития в обоих направлениях. Мы хотим дать родителям право выбора, в какой школе они хотят учить своих детей. Если например, для детей с нарушениями зрения или слуха это часто бывает специальная школа, и я сам как выпускник такой школы знаю, что это качественное образование, то многие родители детей с нарушениями интеллекта хотели бы, чтобы их дети учились в условиях интегрированной (инклюзивной школы). Мы хотели бы, чтобы и та, и другая возможность были открыты. Кстати, в Британии переход к системе инклюзивного образования даже в наиболее продвинутом округе Ньюхэм, в котором мы были, проходил примерно 20 лет.
Мы получили отрицательное заключение правительства на подготовленный нами законопроект, им жалко 2,5 млрд. руб. на детей-инвалидов, в то время, как в ноябре 2007 года совершенно спокойно было выделено 630 млрд. руб. на закачку в госкорпорации, которые являются, по сути, частными структурами. Будем искать сторонников на «верху». Потом будем вносить в Комитет по образованию и в Госдуму».
Олег Николаевич находился в Лондоне с 23 февраля по 1 марта 2008 года, где принимал участие в программе, посвящённой изучению вопросов нормативного и правового финансирования, организационно-методического обеспечения интегрированного образования инвалидов. Организатором проекта выступило Управление по реабилитации и развитию населения британской столицы.
Главными темами обсуждения стали: детская, молодёжная, социальная политика и система образования, государственная политика и её связь с Программой развития интеграции (инклюзии), юридические аспекты государственной политики в отношении лиц с особыми образовательными потребностями, перспективы развития школьного образования, дифференциация в обучении и др.
Участники программы побывали в округе Ньюхэм, Вестминстере, познакомились на практике с тем, как реализуется программа интеграции (инклюзии) в английских школах, встретились с мэром Лондона, с министром занятости и социальных реформ, заместителем председателя Лейбористской партии, депутатом парламента от Ньюхэм Стефаном Таммом и др. В заключение были обсуждены перспективы продолжения сотрудничества и следующие шаги по проекту.
Более подробный отчёт о поездке будет опубликован чуть позже.
C интересным опытом познакомился Олег Смолин в британской столице. «В Британии стремятся учить всех детей, ни на кого не наклеивая ярлык необучаемого. Презумпция обучаемости, о которой мне приходилось неоднократно говорить, в том числе недавно на заседании правительства Москвы при обсуждении подпрограммы по работе с детьми-инвалидами, в Британии реализована».