6 августа состоялась встреча министра финансов Алексея Кудрина с руководством фракции КПРФ, в которой участвовал и Олег Смолин. Встреча продолжалась три часа. Министр финансов не пожалел времени для того, чтобы объяснить депутатам: деньги – зло, их народу давать не надо.
Самое поразительное заявление, которое сделал Кудрин, — в следующем, 2009-м году ожидается повышение фонда зарплат по федеральным учреждениям образования, медицины, науки, культуры, социальной сферы на 30%, а вот регионам не предполагается ни рубля на повышение заработной платы. Логика министра такова: для того, чтобы повысить на 30% зарплату в регионах, надо 500 млрд. рублей, а у нас таких денег нет (!?).
Если учесть, что в этом году инфляция даже по официальным данным составит 12%, а скорее всего и все 14%-15%, если цена продуктового набора поднялась за первые пять месяцев на 20%, значит за год она поднимется на все 30%, то фактически предлагается регионам самим в следующем году решать эту проблему с учителями, медиками и остальными бюджетниками.
Меня удивляет пока только одно. Убеждён, что в 90-х годах профсоюзы и другие организации немедленно объявили бы о подготовке акций протеста, пока тихо. Похоже, мы готовы терпеть всё, что угодно.
Довольно профессиональные вопросы задавали министру участники встречи. Думаю, фамилия Юрия Маслюкова не нуждается в рекомендациях. Это один из самых лучших специалистов в области управления промышленностью в современной России. Не случайно ему дали в новой Думе должность председателя комитета по промышленности. Юрий Маслюков задал ключевой вопрос: на какие формы поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности готово пойти современное правительство? Ответ Алексея Кудрина звучал примерно так: нам иногда предлагают пойти по пути, по которому мы идём в отношении сельского хозяйства, а именно, субсидировать ставку кредита. То есть сделать для высокотехнологичных отраслей дешёвые кредиты, но мы по этому пути пойти не можем. (Почему — не было сказано). Поэтому мы в течение трёх лет должны снизить инфляцию процентов до 4-5, тогда кредит станет дешёвым, и высокотехнологичные отрасли промышленности будут жить замечательно. В ответ мы спросили, а доживут ли оставшиеся высокотехнологичные предприятия до того времени, ведь про снижение инфляции мы слышим уже лет семь?
Короче говоря, ничего серьёзного для отечественной промышленности новый бюджет не сулит. Если и поддерживаются, то опять же, преимущественно отрасли, связанные с сырьём и энергоносителями. Пример. Недавно мы принимали поправки в налоговое законодательство, поддержали семьи с детьми. Но на каком уровне?
Освобождался от налогообложения доход в 600 рублей на каждого ребёнка, теперь подняли до тысячи рублей. Это значит, что при 13% каждый ребёнок получит дополнительно 52 рубля. А вот нефтяники получат налоговые каникулы до 7 и более лет. По-прежнему преобладает сырьевая ориентация в развитии страны. В такой ситуации все разговоры о том, что Россия к 2020 году будет высокотехнологической державой, могут превратиться в блеф.
Когда я рассказал про эту встречу одному из известных в Омске руководителей высокотехнологичной строительной компании, то услышал в ответ: жаль, что в 1962 году запретили дуст, других средств против таких, похоже, нет.
Олег Смолин