21 октября 2008 года в Омске на базе Сибирского института бизнеса и информационных технологий прошла Международная конференция «Болонский процесс и национальная образовательная политика». Конференция была организована Российским общественным движением «Образование – для всех» и филиалом Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации.
В работе конференции приняли участие ректоры вузов, учёные, в том числе из Томска, Новосибирска, Ростова, представители профсоюзных организаций работников народного образования, учителя школ, студенты вузов, журналисты.
Со стороны немецких коллег во встрече участвовали Петер Линке (Peter Linke), руководитель филиала Фонда Розы Люксембург, Стефани Гётце (Stefanie Gotze), член городского совета Лейпцига, Бернд Шнайдер (Bernd Schneider), эксперт Европейского парламента, Клингер Фрайя-Мария (Freya-Maria Klinger), депутат земельного парламента (ландтага) Саксонии, Борис Крумнов (Boris Krumnow), эксперт Фонда Розы Люксембург (Берлин/Лейпциг).
В первой части конференции состоялся круглый стол на тему «Болонский процесс в России и Германии: идеология и технология», который к большому удивлению участников показал общность проблем, возникающих на пути реформы образования высшей школы в сторону двухуровневого образования, в Германии и России.
Те, кто когда-то задумывал Европу как единое образовательное сообщество, где диплом любой, включённой в Болонский процесс страны, станет приемлемым и востребованным в другой, соседней, и при этом образование станет более свободным и открытым для новых знаний, похоже, заблуждался. Глобальная цивилизация, требующая в определённой степени отказа от самоидентификации и американизации, в сфере образования столкнулась с нежеланием людей «списывать с корабля истории» накопленный многими годами образовательный опыт, отказываться от сложившихся национальных образовательных и воспитательных традиций. «Ломка» устоявшейся системы классического образования, как в Германии, так и в России идёт методом проб и ошибок, давления сверху и «выкручивания рук» сопротивляющимся, но чётко представляющим, что ждёт впереди, а осознание потерь и анализ приобретений чаще отдаёт болью и горечью.
Бернд Шнайдер: На деле создаётся система образования, обслуживающая экономику, и это связано, в первую очередь, с усилением конкуренции между американской и европейской экономиками. И если в период подписания Болонских соглашений, к которым присоединилось уже 46 стран, речь шла о достижении конкурентоспособности выпускников вузов через опору на передовые научные достижения, единый образовательный процесс, единую систему (бакалавр, магистр), то сегодня эта задача выхолащивается упрощением образовательных программ и их сокращением. После трёх лет обучения в вузе и получения степени бакалавра выпускника в Германии работодатели не берут на работу, не понимая до конца, что он за специалист и предпочитая ему специалиста со старым дипломом классического немецкого образования.
С переходом на двухуровневую систему высшего образования началось сокращение числа студентов, обучающихся на бюджетной основе, растёт социальное расслоение. 70% студентов не доходят до магистратуры, вынужденно оканчивая своё образование за неимением средств.
Фрайя-Мария Клингер: Традиционно в каждой из 16-ти Федеральных Земель Германии существует своё законодательство в сфере образования, это создаёт сложности в переходе к выполнению Болонских соглашений, с одной стороны, а с другой, достижение цели мобильности студентов и выпускников на деле пока приводит к сокращению количества семестров (вместо 9 – 6), что технически реализовать не сложно, а вот содержательно… Образование превращается в услугу, и студенту платить 500 евро за семестр (в Саксонии образование пока бесплатное, чему способствовали массовые выступления студентов) сложно. Болонский процесс способствует не только сокращению бюджетных мест, но и отказу от некоторых специальностей, не связанных напрямую с экономикой и рынком.
Стефани Гётце: У нас бывает так, что биолог из Польши не может найти работу в Германии, а студент, уехавший учиться в Испанию, по возвращении в немецкий вуз обязан наверстать упущенное, то есть Болонский процесс требует дальнейшей унификации. Другой вопрос, имеет ли смысл сокращать подготовку специалиста, если он занимается научной деятельностью и сделает ли Болонский процесс образование более доступным. Нельзя допустить приватизации вузов, а магистратура должна быть доступной для всех. Перечисленные проблемы требуют развёртывания широкой дискуссии по содержанию образования в рамках Болонского процесса, чтобы биолог из Польши мог найти работу в Германии, а немецкий студент смело ехать учиться в Испанию.
Борис Крумнов: Одна из целей Болонского процесса – гармонизация образования, но в Германии, к примеру, в разных землях разная продолжительность школьного образования. В одних школах — 13 классов обучения надо пройти до выпуска, в других -12. Существуют свои, отличные от других, традиции и в религиозном образовании. Его принципы заложены в Конституции, но в одних землях это католичество и протестантизм, в других – религиоведение, есть земля с компактным проживанием представителей ислама и там преподаётся ислам. В федеральной земле Бранденбург преподаётся такой предмет как Вопросы жизни, этика и религия, в рамках которого школьники дискутируют по вопросам философии и религии. Учителя на уроки приглашают представителей разных религиозных организаций. Германия вряд ли служит примером гармоничного вхождения в Болонский процесс.
Подводя итоги обсуждения, участники круглого стола пришли к выводу: отрицательных результатов у Болонского процесса пока больше, нежели положительных. Исчезают невостребованные рынком экзотические специальности, снижается уровень образования, ломаются, в том числе и добрые, проверенные временем национальные образовательные традиции, всё меньше студентов получают полноценное образование и доходят до получения диплома, а потому не находят применения в жизни, что становится тревожным социальным фактором.
Во второй половине дня участники конференции обсудили Болонский процесс в рамках общественных слушаний, к которым присоединились преподаватели и студенты других омских вузов и новые гости из регионов.
21 октября 2008 года в Омске на базе Сибирского института бизнеса и информационных технологий прошла Международная конференция «Болонский процесс и национальная образовательная политика». Конференция была организована Российским общественным движением «Образование – для всех» и филиалом Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации.