«Временем упущенных возможностей»


«Временем упущенных возможностей»

назовут годы с 2001-го до середины 2008-го, по мнению депутата Госдумы Олега Смолина. Официальные средства массовой информации, особенно телеканалы, в одну дуду успокаивают население: вроде кризис и бушует всюду, но только не в России.

Газета «Ваш ОРЕОЛ» (г. Омск) попросила депутата Госдумы Олега Смолина прокомментировать голосование за «эпохальные» поправки в Конституцию РФ и ситуацию вокруг кризиса.

— Фракция КПРФ, к которой я принадлежу, голосовала против продления президентского срока до шести лет и депутатского до пяти лет, — говорит Олег Николаевич. — Ещё в 18-м веке было сказано: большая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Во Франции срок президентского правления сократили с семи до пяти лет, там президент может находиться на посту не более 10 лет, в США — не более восьми лет — дважды по четыре года. У нас же, если поправки сделаны под Владимира Путина, то он придёт на 12 лет, итого будет 20! Если поправки внесены под Дмитрия Медведева, он после этого срока может через шесть лет вернуться на 12 лет. А если они долгожители, то смогут вернуться и ещё на два срока. Это уже напоминает героя книги Маркеса «Осень патриарха». Столь долгое пребывание у власти неизбежно сказывается и на человеке, и на всей политической системе, она утрачивает гибкость. Увеличивается опасность цветных революций, когда назревшие проблемы решаются не законным путём, а через улицу.

По мнению Смолина, принятые поправки ведут к нарастанию авторитаризма, который установился в России в последнее время, возникает угроза даже для сохранившихся демократических процедур. Все последние годы в рейтинге свободы слова, по данным международной организации «Репортёры без границ», наша страна не поднимается выше 121-го места из 168 стран.

— У нас нет независимого суда, — продолжает Олег Николаевич, — губернаторы отчитываются не перед народом, а перед начальством, в Госдуме фракция правящей партии голосует, как шутят журналисты, «не приходя в сознание». Свёртывание демократических процедур наводит на мысль, что есть намерение построить в России авторитаризм по типу правления Петра Первого или Сталина. Но в 21-м веке такой режим противоречит логике развития общества и экономики, потому что сегодня главный ресурс — человеческий потенциал, для реализации которого необходимо пространство свободы.

За поправки, предусматривающие некоторый контроль правительства со стороны Госдумы, фракция КПРФ, и Смолин в частности, голосовали «за», хотя иллюзий никто не питает. О какой критике правительства депутатами можно говорить, если отчитываться в Госдуму придёт лидер правящей партии, 300 членов фракции которой одобряют всё, что правительство предлагает?

— У меня ощущение, что большинство депутатов Госдумы вообще слабо представляют, во что может вылиться кризис в России, — говорит Смолин. — По данным бывшего советника президента Андрея Илларионова, объём производства в сталелитейной промышленности упал на 25-30 процентов, нас ждёт полноценная рецессия. Кризис в России может быть гораздо более глубоким и затяжным, чем в других странах. Об этом уже говорят эксперты, но не те, что прикормлены властью и знают, о чём можно говорить в эфире, а о чём нельзя. При этом министр Алексей Кудрин продолжает политику обескровливания экономики страны. Акции двух американских компаний, в которые была вложена часть Стабфонда, упали в цене в 40 раз. Как можно вернуть вложенные в них деньги, сегодня никто не объясняет. Тот, кто внимательно читает прессу, должен заметить: сумма российских накопленных резервов примерно равна сумме долгов российских компаний и олигархов, наделанных за рубежом. Но российские накопления хранились там под 3-5 процентов годовых, а наши компании занимали у этих же банкиров под 8-12 процентов. Резервы уже вычерпаны на треть, доллар поднялся с 23 рублей до 27. Посмотрите: в Китае не наблюдается такого спада производства, который уже идёт у нас. Потому что там экономика в отличие от России не сориентирована на сырьевые ресурсы.

Олег Смолин убеждён, что очень скоро время с 2001 до середины 2008 года, когда были высоки цены на нефть и газ, аналитики назовут годами упущенных Россией возможностей. Надо было не держать накопления в иностранных банках, а использовать их для создания отрасли высоких технологий, вкладывать в науку и образование.

Что ж, в очередной раз обидно за державу, но очень похоже, что Олег Смолин, как всегда, прав.

Елена Донская

temp_anons:
назовут годы с 2001-го до середины 2008-го, по мнению депутата Госдумы Олега Смолина. Официальные средства массовой информации, особенно телеканалы, в одну дуду успокаивают население: вроде кризис и бушует всюду, но только не в России.