ЕГЭ должен стать добровольным! Обращение к президенту, председателю правительства, Федеральному Собранию и образовательному сообществу


ЕГЭ должен стать добровольным! Обращение к президенту, председателю правительства, Федеральному Собранию и образовательному сообществу

Уважаемые представители федеральной власти! Уважаемые коллеги! Мы, нижеподписавшиеся, обращаемся к Вам по вопросу исключительной важности. В текущем году вступил в силу Федеральный закон № 17-ФЗ об обязательном введении единого госэкзамена (ЕГЭ). Эта тема буквально расколола образовательное сообщество и граждан страны.

Активно протестуют родители и старшеклассники, академики и учителя. Многие выдающиеся педагоги называют ЕГЭ «дрессировкой» в образовании и даже «государственной глупостью». Школьники по собственной инициативе собрали в Интернете тысячи подписей против ЕГЭ, родители обратились в Верховный Суд, а депутаты двух фракций Госдумы – в Конституционный. Президент страны неоднократно и публично требовал от Министра образования и науки нормализации положения.

Мы признаём: для некоторых выпускников из села и малых городов ЕГЭ – это дополнительный шанс продолжить образование в «продвинутых» вузах. И этот шанс должен быть сохранён.

Но мы не можем не видеть и другого: большинство обещаний и надежд, связанных с ЕГЭ, рухнули, как карточные домики. При этом потенциальный вред от него многократно превышает возможную пользу.

Вопреки обещаниям, ЕГЭ не покончил с коррупцией, но лишь перенёс её на другой уровень. По мнению большинства родителей, подготовка детей к ЕГЭ оказалась значительно дороже, чем к традиционным экзаменам.

ЕГЭ не снизил психологических перегрузок: современные выпускники сдают экзамены в условиях небывалого прежде стресса.

ЕГЭ не решил проблемы объективности оценки знаний и качества работы педагогов. Превращать его в главный критерий оценки такого качества – всё равно, что измерять температуру тела спидометром. Что же касается внешней независимой оценки знаний, то она вполне достижима и при традиционной (нетестоподобной) форме заданий: достаточно отдать письменные работы на проверку другим учителям или пригласить в школьные комиссии представителей вузов и органов управления образованием.

Мы приветствуем решение законодательной и исполнительной властей, которые позволят, минуя ЕГЭ, поступать в высшие и средние специальные учебные заведения:

– победителям олимпиад;

– лицам с ограниченными возможностями здоровья;

– получающим второе высшее образование;

– получающим высшее образование на базе среднего профессионального по сокращённым программам;

– иностранцам;

– тем, кто получил среднее образование до 2009 г. – но только на вечернюю и заочную формы обучения.

Однако этого недостаточно, ибо при желании поступить в ссузы или вузы вынуждены будут сдавать ЕГЭ:

– выпускники школ, учреждений начального профессионального образования (НПО) и ссузов прошлых лет – на очную форму обучения;

– военнослужащие, заканчивающие службу по призыву;

– выпускники вечерних (очно-заочных) школ.

С учётом того, что все они не готовились к ЕГЭ, их шансы успешно сдать вступительные испытания в такой форме минимальны.

Если принять в качестве средних экспертные оценки, с которыми согласился министр образования и науки А. Фурсенко, около 100 тыс. выпускников школ 2009 года не получат аттестатов и не смогут продолжить образование нигде, кроме учреждений НПО на базе 9 классов. Трудоустроиться без документа об образовании они не смогут вообще. Потенциально же права на профессиональное образование лишатся многие миллионы взрослых людей, давно окончивших школу. Тем самым ЕГЭ безусловно затормозит движение России к «обществу знаний».

Мы убеждены: намерения повысить качество образования путём ограничения образовательных прав граждан абсурдны. Они крайне вредны для развития инновационной экономики, а в эпоху кризиса вредны вдвойне. Во всём мире в подобных ситуациях доступ к образованию расширяли, а не ограничивали. Попытка изобрести доморощенный «велосипед» в таких условиях таит в себе опасность социальных потрясений, что подтверждается опытом Франции и Греции. Молодые люди, не имеющие работы и лишённые возможности учиться, – это потенциальные преступники или члены антисоциальных группировок.

Мы предлагаем:

  • поддержать проект федерального закона № 455479-4 о добровольности ЕГЭ для выпускников и абитуриентов;
  • либо отложить на три года введение в действие закона № 17-ФЗ, предусматривающего обязательность ЕГЭ;
  • либо, по меньшей мере, решить вопрос о праве сдавать экзамены в традиционной форме для всех, получивших среднее образование до 1 января 2009 г., а также для тех, кто будет поступать на вечернее и заочное обучение без отрыва от работы.

Лучший выход – сделать ЕГЭ добровольным. Это позволит сохранить его немногочисленные достижения и ликвидировать многочисленные пороки. Добровольность ЕГЭ никого не лишает прав, но для всех расширяет возможность выбора.

Всех, кто поддерживает наше обращение, призываем его подписать, а также самостоятельно обращаться к Президенту России, Председателю Правительства и руководителям палат Федерального Собрания Российской Федерации в поддержку добровольности единого госэкзамена.

Сохраним для наших детей и молодёжи право выбора!

ЕГЭ должен стать добровольным!

Образование – для всех!

Если Вы поддерживаете это обращение, свою подпись под ним Вы можете поставить, написав по адресу: odv2005@mail.ru

temp_anons:
Уважаемые представители федеральной власти! Уважаемые коллеги! Мы, нижеподписавшиеся, обращаемся к Вам по вопросу исключительной важности. В текущем году вступил в силу Федеральный закон № 17-ФЗ об обязательном введении единого госэкзамена (ЕГЭ). Эта тема буквально расколола образовательное сообщество и граждан страны.