Как известно, публичные высказывания лидера ЛДПР в пользу бедных существенно отличаются от результатов голосования его фракции в Госдуме по социально значимым вопросам. А вот что касается ЕГЭ, здесь Владимир Вольфович так же непреклонен, как и министр образования.
13 мая на заседании Госдумы Смолин предложил Жириновскому провести публичную интеллектуальную дуэль по проблемам единого государственного экзамена.
О.Н. Смолин:
– Уважаемые коллеги! 8 мая во время «правительственного часа» мне был брошен публичный вызов на интеллектуальную дуэль со стороны господина Жириновского.
Поскольку тогда получить слово по ведению для ответа я не смог, вынужден заявить следующее. Мужчина не может уклоняться от борьбы, но, Владимир Вольфович, хочу напомнить, что одну дуэль вы мне уже проиграли – это было в программе Киры Прошутинской «Народ хочет знать».
Я и сейчас к вашим услугам, пожалуйте в «Клинч» защищать ваш любимый ЕГЭ, который за глаза даже в Министерстве образования и науки называют безобразием из трёх букв. Всегда готов. (Фрагмент стенограммы).
Фрагмент стенограммы за 8 мая:
(В Думе «правительственный час», обсуждается выступление министра образования и науки А. Фурсенко).
Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Пользуясь случаем, я сегодня хочу обратиться напрямую публично к министру образования и науки.
Уважаемый Андрей Александрович! Вы — доктор физматнаук, я — доктор философских, вот и давайте поговорим на двух языках: на языке цифр и на языке смыслов. Начну с данных «Левада-Центра». Опросили людей, спрашивали: сейчас учат лучше или хуже, чем раньше? Ответили, что учат лучше, в 2000 году 23%, в 2006-м — 18%, меньше. Ответили, что учат хуже, в 2000 году — 33%, в 2006-м — 43%. Дальше «Левада-Центр» перестал спрашивать, видимо, из жалости к Министерству образования и науки. А вот президент Российской Федерации прямо сказал, спустя пять лет работы вашего министерства, что с передовых позиций в образовании мы уже откатились. Может быть, пора задуматься над системными ошибками?
Один из самых острых вопросов текущего года — это вопрос о едином государственном экзамене. Здесь есть два сценария.
Первый сценарий. Планка будет установлена высоко, и тогда, по оценкам Виктора Александровича Болотова, вице-президента Российской академии образования, 15% детей не получат аттестатов, вместо них — «волчьи билеты». Это больше ста тысяч человек.
Вторая версия. Пожалев детей, Рособрнадзор установит задним числом низкий проходной бал по принципу «три пишем, два в уме», и тогда несчастных детей будет меньше, но сама идея ЕГЭ будет полностью дискредитирована, чего она, впрочем, на мой взгляд, и заслуживает. Кстати, мы приветствуем решение, по которому шесть категорий граждан смогут поступать в вузы вне ЕГЭ, как я приветствую и ваше сегодняшнее заявление по поводу шахмат.
По нашим оценкам, 30% будет поступать вне ЕГЭ. Осталось сделать один шаг — установить добровольность единого государственного экзамена. В этом случае и «волки», и «овцы» будут довольны.
Кстати, одобрительно относятся к ЕГЭ, по данным фонда «Общественное мнение», 18%, против него — 36%. Согласны с обязательным ЕГЭ 11%, с добровольным ЕГЭ – 54%, а среди людей с высшим образованием — 70%, но вы их почему-то не слышите….
… Андрей Александрович, я вам предлагаю дуэль, даже не одну, а сразу две, интеллектуальные. Я вас приглашаю в одну из газет, например в «Московский комсомолец», чтобы вместе сдать единый госэкзамен по русскому языку — государственному языку Российской Федерации. Это лучший из всех экзаменов, который мы с вами можем сдать. Кроме того, я предлагаю вам в прямом эфире, например в передаче «Клинч» радиостанции «Эхо Москвы», поскольку «К барьеру!» вы уже закрыли, или в любой другой, выступить со своей аргументацией, и пусть народ вынесет суждение.
Уважаемые коллеги, я вас поздравляю с Победой, и будем помнить, что Отечественную войну выиграл без всякого ЕГЭ советский учитель, воспитав поколение, о которое разбилась крупповская сталь. (Полный текст выступления см. здесь).
Жириновский В.В. Начну с последней фразы: обо что разбилась крупповская сталь. Больше всего потерял Советский Союз, и это благодаря тем советским учителям, которые подготовили предателей-генералов и предателей — советских руководителей, которые не смогли вовремя защитить собственную страну. Тридцать миллионов погибших — до сих пор хороним, единственная в мире страна, которая хоронит своих солдат через шестьдесят четыре года. Поэтому не надо об этом говорить.
То, что народ — герой, к вам никакого отношения не имеет, ни к кому не имеет, а вот если генералы — идиоты круглые, если они не смогли обеспечить первые годы войны, то их подготовили как раз вот эти самые школы, когда Будённый с Тухачевским не могли понять, конница будет или танки будут.
Что касается ЕГЭ. Вот всё время боретесь с ЕГЭ. Кто борется с ЕГЭ? Объявляю об этом открыто, без фамилий: все коррупционеры, все, кому нужны взятки при поступлении в вузы. Приготовили грязные деньги — а тут ЕГЭ. И кому давать деньги? Некому давать. Вот и всё.
Поэтому это правильная позиция, и никакой добровольности не может быть. И не ссылайтесь на большинство, большинство никогда не выбирало свою власть, никогда не управляло ничем. На протяжении всей истории человечества все вопросы решает меньшинство и даже отдельные личности. А вот этих отдельных личностей советская система образования не подготовила. Они спокойно сдали страну в 91-м году, спокойненько сдали страну. Поэтому введение ЕГЭ абсолютно правильно. Нужно довести его до ума, а самые талантливые, творческие — пожалуйста, есть олимпиады.
Нельзя допускать, чтобы где-то вместо русского языка вводили местный язык, национальный. Пожалуйста, это может быть, но на добровольной основе. В частности, в Татарии недопустимо, чтобы в детском саду русских детей заставляли учить другой язык. Пожалуйста, пусть татарские дети учат татарский с детства, а почему русские ребята должны учить его с детского сада? И в школе им это навязывают. Считаю это недопустимым. У нас один государственный язык.
И нужно запретить в любом регионе Российской Федерации вводить для обязательного обучения любой второй язык, любой. Даже изучение иностранного языка я сделал бы добровольным. Вот здесь добровольное может быть изучение любого иностранного языка, но государственный должен быть именно такой.
То же самое — пристают к сельским школам. Вам дают нормальный вариант: рядом, через 20—30 километров, может быть, даже и через 50, более современная школа — нет, оставьте школу здесь, в этой халупе, где пенсионер-учитель будет учить примитивизму, пусть там учатся. И это чтобы приехать туда и сказать: мы вам школу оставили — и в этой деревне за вас проголосуют. А потом они никуда не смогут поступить учиться и вообще у них не будет знаний. Но это вот способ заслужить поддержку — где-то оставили школу или оставили больницу, хотя там нет уже даже градусника. Но пусть будет больница, пусть там лежат они, и им хорошо! Это примитив, примитивный подход, который совершенно не нужен.
Поэтому какая просьба, Андрей Александрович? Вы пользуетесь уважением и депутатов Государственной Думы, если говорить о большинстве… Вот пускай большинство депутатов Госдумы скажут что-то плохое в отношении министра. Они этого не говорят. Если кто-то ссылается на какой-то ВЦИОМ, то пусть ВЦИОМ даст их рейтинг настоящий. Чего вы на ВЦИОМ ссылаетесь? Этот ВЦИОМ или «Левада-Центр» вас опускают уже двадцать лет. Вы же знаете свой реальный рейтинг, свои реальные результаты на выборах, а теперь здесь ссылаетесь вдруг на ВЦИОМ, теперь он вам вдруг… Это же всё заказное, как и статьи в газетах. Вот разобраться с журналистами и теми, кто заказывал статьи против министра и системы ЕГЭ — это было бы как раз предметом обсуждения. Всё проплачено, они уже министра отправили в отставку, он уже в отставке, если судить по некоторым газетным статьям. И вы в этой же упряжке идёте!
Проигрывают коррупционеры-преподаватели, которые раньше могли за хорошие деньги решать, кому поступить, кому не поступить. ЕГЭ нужен, но необходимо больше дать свободы, Андрей Александрович, пускай студенты выбирают. Дайте им сорок предметов или даже шестьдесят, если им надо получить тридцать отметок, пускай они сами выберут любой предмет, преподавателя, к которому будут ходить на лекции. Вот доктор философских наук Смолин есть, и есть доктор философских наук Жириновский — давайте мы придём в любой вуз страны и посмотрим, сколько студентов придёт в вашу аудиторию, товарищ Смолин, и сколько в мою аудиторию, безо всякого ВЦИОМа, на который вы тут ссылаетесь. Я вас вызываю в любой вуз страны, в любую точку планеты Земля, любой там клинч-минч… И давайте скажем… вы будете своё… (Микрофон отключён).
P.S. Программа «Клинч» на «Эхе Москвы» с участием О. Смолина и В. Жириновского запланирована на 21 мая.
Как известно, публичные высказывания лидера ЛДПР в пользу бедных существенно отличаются от результатов голосования его фракции в Госдуме по социально значимым вопросам. А вот что касается ЕГЭ, здесь Владимир Вольфович так же непреклонен, как и министр образования.