ЕСХ обязывает нашу страну изменить законодательство, в т.ч. и Конституцию, чтобы все наши законы соответствовали Хартии. Совет Европы строго следит за исполнением ЕСХ, и наша страна будет вынуждена постоянно отчитываться в том, что сделано в реализации этой Хартии. По условиям ЕСХ страна, ратифицировавшая Хартию, не имеет права в течение 5 лет из нее выйти.
Министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова, представлявшая по поручению Дмитрия Медведева этот документ Госдуме, сообщила, что предложенные к ратификации статьи и пункты Хартии, подписанной от имени Российской Федерации в Страсбурге 14 сентября 2000 года, «не содержат правил иных, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации». Следовательно, реализация ЕСХ в том виде, в каком к ней присоединяется Россия, не повлечет дополнительных бюджетных расходов. Вот так – сэкономили, да и в Европу вступили.
Как пояснила министр, Хартия учитывает социальные и экономические различия государств и не требует обязательного немедленного принятия всех ее статей сразу. Обязательными являются только 9 статей из 31. Причем, для начала достаточно ратифицировать не менее 6 обязательных статей из 9-ти, а из остальных 31 статьи выбрать не менее 19-ти. Собственно, Россия таким «экономным» путем и пошла.
На данном этапе, сообщили Голикова, Россия готова принять обязательства в отношении 19 статей. Из обязательных будут признаны 6 статей: о праве на труд, праве на объединение, праве на коллективные переговоры, праве детей и молодежи на защиту, праве семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, праве на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола.
Россия также ратифицирует статьи о праве на справедливые условия труда (за исключением пункта, обязывающего установить оплачиваемые праздничные дни), о праве на охрану и гигиену труда, праве работающих женщин на охрану материнства, праве на профориентацию и профподготовку, на охрану здоровья, на информацию и консультации, на защиту в случае увольнения, праве работников с семейными обязанностями на равные возможности и равное обращение. Будет признано большинство пунктов статей о праве на справедливое вознаграждение за труд и о праве инвалидов на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни общества. На ратификацию вынесено и положение Хартии, гарантирующее законно находящимся на территории России работникам-мигрантам режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется российским гражданам.
Какие же статьи ЕСХ Россия отказалась признать? А их (из Части 2 ЕСХ) немало, и они очень существенные:
Статья 4 – «Право на справедливое вознаграждение за труд»;
Статья 12 – «Право на социальное обеспечение»;
Статья 13 – «Право на социальную и медицинскую помощь» с требованием «обеспечить любому лицу, не имеющему средств к существованию… необходимую помощь и уход»;
Статья 15 – «Право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни общества»;
Статья 19 – «Право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь» с гарантиями прав на достойную оплату труда и социальную защиту приезжих рабочих;
Статья 23 – «Право лиц пожилого возраста на социальную защиту»;
Статья 25 – «Право работников на защиту их претензий в случае неплатежеспособности работодателя»;
Статья 26 – «Право работника на защиту своего достоинства в период работы»;
Статья 30 – «Право на защиту от бедности и социального отторжения».
Власть отказалась также взваливать на себя и такие обязательства, как «право на жилье» (статья 31, часть 2), «содействие доступу к жилью, отвечающему должным требованиям»; «предотвращение бездомности, с целью постепенной ее ликвидации»; «обеспечение доступности цен на жилье для людей, не имеющих достаточных средств».
Зато уже сейчас очевидно, что Хартия – в том виде, в каком ее приняла Россия – нанесет два сильнейших удара по традиционным ценностям нашего общества.
Так, внешне безобидный пункт 2 Статьи 11 документа, по сути, требует введение в школах сексуального просвещения. А страна, ратифицировавшая Хартию, регулярно предоставляет в Совет Европы доклад, в котором говорится, что страны, ратифицировавшие этот пункт Хартии, отчитываются тем, что внедряют через учебные программы обязательное сексуальное просвещение в школе. Такова форма реализации этой статьи, которая называется «профилактикой» детского здоровья. Стоит обратить внимание, что речь идет именно о школе и учебных программах. Фактически речь идет об обязательном секспросвете в школе.
Еще одна статья Хартии, 17-я, говорит о необходимости создания в государствах, ратифицировавших документ, специальных служб, направленных на защиту детей. Речь идет о службах ювенальной юстиции, которые фактически замещают собой родителей, выполняя определенные родительские функции.
Все эти положения ЕСХ вызывают озабоченность Русской Православной Церкви. Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил на днях в интервью агентству «Интерфакс-религия»: «Любые меры, которые касаются вмешательства государства или общества в процесс воспитания ребенка в семье, должны серьезнейшим образом обсуждаться с участием всех, кто захочет принимать участие в этой дискуссии».
Священник считает обоснованной резкую критику со стороны ряда православных общественных организаций и родителей планов введения в России ювенальной юстиции, подчеркивая при этом очевидность того факта, что «практика применения этого механизма на Западе скорее предостерегает нас от введения этого института». «Известно, что во многих странах у многих родителей отнимают детей без достаточных оснований. Это разрушает естественный порядок жизни в семьях», – считает отец Всеволод.
Он призывает также учитывать при обсуждении этого вопроса дореволюционный опыт России, когда интересы детей тщательно соблюдались. «Дети могли свидетельствовать в суде, к ним проявлялось особое внимание и уважение, но при этом родители практически никогда не лишались родительских прав», – отметил священник.
По материалам news.km.ru