В современной России так уж повелось: чиновники при выходе на пенсию получают её в размере 70% от своего и без того немалого заработка, а все остальные – чтобы не умереть с голоду. Народ безмолвствует даже тогда, когда заработная плата выплачивается и страховые взносы в регионах со сложными климатическими условиями берут с районным коэффициентом, а базовая часть пенсии рассчитана без него. Эту несправедливость на пленарном заседании в Госдуме попытались исправить представители компартии.
От фракции КПРФ депутат Сергей Иванович Штогрин 22 мая представил коллегам законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Вот как это выглядело – фрагмент стенограммы:
– Свой доклад начну с причин, по которым мы, депутаты фракции Компартия Российской Федерации, подготовили данный законопроект. Касается он очень простого вопроса – выплаты базовой части трудовой пенсии с районным коэффициентом в тех районах, где, которые не относятся ни к Крайнему Северу, ни к районам, приравненным к Крайнему Северу, а, так называемые, районы с тяжёлыми климатическими условиями.
И первая причина, которая побудила нас сделать так, – в этих районах государственные пенсии, то есть, пенсии чиновникам, силовикам и чиновникам региональным, выплачиваются с районным коэффициентом. А трудовые пенсии учителям, врачам, строителям и так далее, базовая часть пенсии, выплачивается без районного коэффициента.
В то время как установлены разные выплаты различным категориям пенсионеров, в том числе чиновникам, и, если, например, ежемесячно в Липецкой области неработающему пенсионеру помогают из регионального бюджета и платят 300 рублей в месяц, то в Саратовской области лицам, проработавшим не менее 15 лет в правительстве, ежемесячно доплата выплачивается от 40 тысяч 654 рублей до 60 тысяч 945 рублей. Видите, какая разница?!
А тем, кто работает в районах с тяжёлыми климатическими условиями, пенсии ещё выплачиваются с районным коэффициентом. И получается, что, например, в том же Хабаровске живут рядом пенсионер-учитель, врач, строитель, шахтёр, ему пенсия выплачивается без районного коэффициента, базовая часть, а чиновникам всем выплачивается с районным коэффициентом.
При этом очевидно, что не зря ещё в советское время были установлены районные коэффициенты к заработной плате и у нас в 30 субъектах Федерации есть такие районы, где выплачивается заработная плата с районным коэффициентом от 1,1 и до 1,5. И получается такой парадокс: заработная плата выплачивается и страховые взносы берут с районным коэффициентом, а базовая часть выплачивается без районных коэффициентов.
Следующий мотив, по которому мы предлагаем это сделать, он связан с тем, что вообще цена жизни разная. К примеру, в городе Хабаровске и в Липецке я сравнивал цену основных продуктов. В Липецке булка пшеничного хлеба стоила в декабре прошлого года 13 рублей, в Хабаровске – 16.60. Килограмм сахара соответственно – 18 рублей, в Хабаровске – 24.50. Килограмм творога в Липецке – 26.70, в Хабаровске – 78 рублей. Килограмм яблок в Липецке – 37 рублей (свежих), а в Хабаровске – 47 рублей. Поэтому естественно, что прожиточный минимум в этих регионах разный.
Я вам приведу примеры. Например, в Воронежской области он в конце прошлого года был 3 тысячи 410 рублей, в Ивановской – 3 тысячи 459 рублей, Рязанской – 3 тысячи 553 рубля, в Краснодарском крае – 3 тысячи 678 рублей, а на Дальнем Востоке совсем другой порядок. В Еврейской области – 4 тысячи 368, в Амурской – 4 тысячи 484, в Приморском крае – 4 тысячи 787 рублей, а в Хабаровском крае – 5 тысяч 532 рубля. То есть разница от тысячи и больше. И при этом говорят, что и у тех, и у других базовая часть пенсии должна быть одна и та же.
Мы с этим никоим образом не могли согласиться, подготовили соответствующий проект. Он был внесён ещё в апреле 2007 года. И если бы в 2007 году он был принят и вступил в действие с 1 января 2008 года, то мы провели специальный подсчёт на примере одного такого стандартного пенсионера с трудовым стажем в 35 лет и коэффициентом соотношения его средней заработный платы к заработной плате в среднем по Российской Федерации, то его пенсия увеличилась бы значительно, составила бы 3 тысячи 963 рубля и была бы выше прожиточного минимума на 73 рубля 35 копеек.
Когда мы вносили этот проект закона, то в Дальневосточном регионе у нас 11 субъектов Федерации было. Значит, в 9 из 11 средняя трудовая пенсия была ниже прожиточного минимума. В том числе, я специально раздавал в прошлый раз слайды, да, и был вот такой график. И вы видите, что сначала разница уменьшалась, а после 2007 года ещё больше стала расти между прожиточным минимумом и средней пенсией пенсионеров.
Я построил график. Вот вверху – минимум прожиточный, а внизу – пенсия. Так вот, если их спрямить, получатся две параллельные прямые. А, как известно из школьного курса всем вам, параллельные прямые не пересекаются.
То есть, если бы теми методами, которыми мы действовали ранее, действовали и сейчас, то никогда бы пенсия дальневосточников и других, кто живёт в регионах с тяжёлыми климатическими условиями, не вышла выше прожиточного минимума.
Поэтому мы предложили этот проект закона и просили бы Думу его поддержать.
На наш проект закона поступили заключения от 30 законодательных органов субъектов Федерации – все положительные. 39 отзывов поступило от руководителей исполнительных органов власти: 22 из них положительные и только 17 – отрицательные.
Какие мотивы в заключении правительства, которое не поддержало его, содержатся?
Первый мотив: «Не нужно выплачивать базовую часть трудовой пенсии с районным коэффициентом в районах с тяжёлыми климатическими условиями, так как они уж не такие тяжёлые, как на Крайнем Севере, и пенсионеры могут потерпеть». Это текст, который раздавали всем.
Второй мотив: «Субъекты должны решать сами проблемы своих пенсионеров за счёт своих бюджетов». Но я напомню, что мы приняли 94-й закон, 131-й, где полномочия разграничены и пенсионное обеспечение – 100-процентная обязанность федерального центра.
И последний момент, по которому они отклонили этот законопроект или предлагают его не принимать: «Расходы на эти цели не предусмотрены». Но я напомню, что базовая часть трудовой пенсии финансируется 100% из федерального бюджета. К 2007 году казна у нас была полна – проблем никаких не было тогда принять этот проект закона. Поэтому мотивы, можно сказать, несерьёзные, и он имеет право на жизнь.
Мне говорят: теперь всё будет лучше, теперь мы проиндексировали опережающим темпом, и я могу вам доложить, что в результате индексации, которая проведена в последние годы, ситуация немножко изменилась, и в среднем сейчас пенсия дальневосточника по Дальневосточному округу стала несколько выше, но всё равно в двух субъектах Федерации она серьёзным образом отстаёт от прожиточного минимума и до него даже не дотягивает.
В частности, в таких субъектах Федерации, как Камчатский и Приморский края. Приморский край – почти везде районный коэффициент установлен, и это районы с тяжёлыми климатическими условиями, где нужны дополнительные физиологические и материальные затраты на поддержание жизни.
Мне говорят: в новом законопроекте это учтено. Я сегодня проверил. Ничего там не учтено. Там есть только одна норма, что можно или разрешено субъектам Федерации из своего бюджета доплачивать до прожиточного минимума.
Но интересное есть заключение нашего комитета по Северам, и он пишет: на конец третьего квартала 2007 года средний размер месячной пенсии в целом по Российской Федерации составил 106,7% к величине прожиточного минимума пенсионера, в Тамбовской области – 127,6, в Псковской области – 115,6, в Челябинской – 122,9, а на Дальнем Востоке, в Якутии – 85,9, в Приморском крае – 83,4, в Сахалинской области – 84,7, на Чукотке – 89,8.
То есть, реально всем понятно, что там, где установлен районный коэффициент к заработной плате, там затраты на жизнь пенсионера дороже, чем в центральных регионах страны, и пенсия должна быть больше.
Мы решили проблему для Крайнего Севера и районов, приравненных к Крайнему Северу. Но у нас в 30-ти субъектах Федерации есть такие пенсионеры, с заработной платы которых берутся все взносы с учётом районного коэффициента, а пенсия выплачивается без.
В новой схеме, которая предложена, базовая часть перенесена в страховую. Но от этого суть её не поменялась.
Поэтому, если мы сегодня отклоним наш законопроект, я тогда обращаюсь к вам, депутатам, давайте рассмотрим поправки в этот проект закона и проблему, прежде всего, дальневосточников и всех других, кто живёт на Северном Кавказе в горных районах, там тоже есть районный коэффициент, в Мурманской, других областях северных, есть эти районы, где пенсионеры ущемлены, социальная справедливость нарушена, и я прошу эту тему, в конце концов, в этом году решить.